Игорь Кушев: Структура побеждает хаос
Недавно в Новочебоксарске прошел яркий фестиваль ретроавтомобилей “Золотая осень”. Посмотреть, на чем ездили тогда, когда наш город был только основан, пришли сотни горожан. А самые любопытные смогли не только пощупать восстановленные реликвии, но и пообщаться с владельцами.
“Грани” решили узнать поподробнее о данной субкультуре и для этого обратились к Игорю Кушеву — председателю комитета Госсовета Чувашии по бюджету, финансам и налогам и по совместительству одному из участников выставки.
— Игорь Анатольевич, расскажите, как давно началось это ваше увлечение?
— Я машинами болен давно. Права получил после армии, в 26 лет. Дети только родились, а ездить по районам приходилось много (в то время занимался ремонтом станков с ЧПУ).
У нас тогда был “Москвич-Иж-2715”, в народе его называли “котомка”, с тех пор все и пошло. Потом были “Запорожец”, “Ока”… Сейчас я зрелый человек, тяга к машинам по-прежнему осталась, но в новом качестве. Дети выросли, им по 24. Дача, книги и старые машины — это все, на что у меня уходит свободное время.
Первый ретроавтомобиль приобрел в 2003-м. Это была “Волга-21” 1965 года выпуска (мы с ней ровесники), редкой комплектации 21-УС, такие шли на экспорт. Моя машина вернулась на родину из Германии.
Есть еще интересная “Волга” второй (весьма редкой) серии, их выпускали с 1959-го по 1962 год с оленем. Стояла 30 лет в гараже в Озерске — закрытом городе атомщиков в Челябинской области. Двери еще в полиэтилене, только пороги чуть сгнили, там даже резина родная, инструкции, ключи.
Самая редкая в моей коллекции — “Победа” 1948 года выпуска, возила первого секретаря горкома КПСС Дзержинска Горьковской области. Потом, в 1961-м, ее приобрел водитель, и с тех пор она оставалась у него.
Я купил эту машину у его дочери. Она рассказала, что отец до самой смерти часами возился в гараже, даже ужин туда носили. Ему за это можно только поклониться. В знак уважения к прежнему хозяину я оставил старые номера.
— Расскажите поподробнее о самом процессе восстановления.
— Главное — понять, чего ты хочешь вообще. Между твоими “хотелками” и возможностями должен стоять знак равенства. Иначе получится как в фильме про Шурика: имею возможность купить козу, но не имею желания…
Часто молодые ребята ошибаются: покупают старую машину за копейки и думают, что ремонт им тоже встанет в копейки. А потом не могут этот конструктор продать. Когда разбирают, оказывается, что проблем море. А те, кто может их решить, либо берут дорого, либо у них просто нет времени.
Сложнее всего найти автомобиль с хорошим кузовом. Обивку, карты дверей, двигатель, коробку и подвеску можно заменить или починить. Потом нужно “раздеть” до капсулы — кузова, очистить от ржавчины и покрасить.
Когда получается хороший автомобиль, это удивительное и захватывающее чувство восторга. Они очень красивые, машины тех времен! Тогда же каждая деталь рассчитывалась не как сейчас, на три-пять лет, а на десятилетия. И поэтому пятидесятилетние машины сегодня живут: ГАЗ, “Победа”, “Мерседес”...
А вот достойных “Жигулей” с того времени остались лишь единицы, потому что это уже была массовая, бюджетная машина и быстро изнашивалась. Например, “копейка” первой серии в хорошем состоянии сегодня будет стоить достаточно дорого.
— А не жалко после всего вложенного труда машины на выставки и фестивали отвозить?
— Мы же не Кощеи, чтобы чахнуть над своим “златом”. Я никогда не запрещаю людям посидеть в салоне, посмотреть, что под капотом. Наоборот, это уникальная возможность обсудить что-то с такими же “ненормальными” людьми, обменяться запчастями, просто улыбнуться друг другу. А для чего иначе машина нужна?
— Что-то удавалось выиграть?
— Недавно съездил в Казань, там очень сложная система оценки: по восьми категориям состояния. Чем больше “родных” деталей, тем больше баллов. Например, я со своей “Волгой” набрал больше всех баллов по кузову, но доработок требовали система зажигания, салон и так называемый “колхоз”, который нужно убирать. В следующем году доведу машину до ума и попробую еще раз.
Конечно, за этот диплом, за бумажку мы готовы биться годами. Но ведь это не самоцель. Наша цель — найти гармонию между собой и миром, а если в эту гармонию еще и окружающие попадают, вообще здорово. Кстати, сын вслед за мной тоже заболел этим — купил ГАЗ-69 синего цвета (был на выставке в Новочебоксарске).
— Насколько вы сами участвуете в процессе восстановления?
— Не на сто процентов, конечно. Что-то доверяю профессионалам, а что умею, делаю сам.
— А откуда такие навыки?
— Для меня крутить гайки — первая профессия в жизни. В армии два года был начальником группы авиационного обслуживания в эскадрилье из 30 самолетов, где всё своими руками ремонтировали. Да и образование у меня авиационно-техническое.
Кроме того, после армии работал наладчиком станков с ЧПУ. Осциллограф, тестер, отвертка, пассатижи — мои инструменты. Работать руками мне нравится, ведь это моторика — она расслабляет психику, дает возможность отдохнуть.
Считаю, у человека должен быть алгоритм во всем. Как сказал один знаменитый бизнес-тренер: “Структура всегда побеждает хаос”. Главное — систематика. Даже когда беремся за машину, сразу составляем диаграмму Ганта: вписываем действия в календарный план.
— Но ведь кроме сухой логики и систематики что-то должно двигать человеком?
— В моем случае это гены (Юнг был прав). У меня родители очень достойные, трудолюбивые люди, много сил потратили на мое воспитание. Мама — учитель русского языка, отдавшая школе 37 лет, благодаря ей начал читать в четыре года. Отец был партийным работником. Им обоим за 80 лет, я очень счастлив, что они живы.
— В бизнесе такая систематичность не мешала?
— Мы с партнерами всегда считали, что главное в жизни — быть человеком и никого не обманывать. В 90-е можно было “кидать” направо и налево. Из тех, кто так поступал, в живых остались единицы, это факт. Мы никогда так не делали, даже если это было легко.
Никто из моих сотрудников не может сказать, что я поступил нехорошо. Все всегда получали отпускные пособия, белую зарплату, а благодаря тому, что мы исправно платили налоги и отчисления, они теперь получают нормальную полную пенсию.
В 2006 году я даже стал лучшим предпринимателем по Чувашской Республике. А в 2009-м предприятие, которое возглавлял, было девятым в списке лучших налогоплательщиков по НДС в Чувашии.
— Как же решились бросить бизнес и уйти в госслужбу?
— Всегда, когда у меня возникает ступор в жизни, что-то меняю. В 2009 году почувствовал, что “застыл”, и пошел учиться в высшую школу бизнеса, потом стал депутатом. Может, затем художником стану, книгу напишу или же продолжу машинами заниматься, пока не знаю.
У каждого времени свои герои, своя история. Когда что-то заканчивается, начинается что-то новое. В 2012 году, когда приглашали на работу в Госсовет, мне сказали: бизнес — это хорошо, но нам нужны грамотные люди в Госсовете. У меня к тому времени уже был опыт работы депутатом. Я долго думал, посоветовался дома и решил, что это что-то новое для меня. Продал бизнес и полностью отдал себя государственной службе.
— Можно ли сказать, что коллекционирование — увлечение для людей в зрелом возрасте?
— Говорят, что старые вещи старят человека. Я так не чувствую. Мои машины, которым по 50 лет, на самом деле молодые и свежие, разгоняются до 100-120 километров на трехступенчатой коробке! В них себя чувствуешь человеком. И когда тебя замечают и улыбаются, значит, ты подарил людям частичку добра. Гаишники останавливают, чтобы мотор посмотреть, спрашивают, удивляются. Даже самые наглые маршрутчики пропускают, иногда еще большой палец покажут, а ты им посигналишь, мол, спасибо.
Заметил: люди, которые серьезно занимаются машинами, бескорыстны, всегда готовы поменяться запчастями или отдать какую-то деталь за символическую сумму. Например, ребята из клуба “ГАЗ-21”. Надо тебе крыло от “Волги”? Найдем! Сейчас, когда бесплатно почти никто ничего не делает, тем и ценнее подобные отношения. Эти люди — патриоты, уважают историю своей страны.
Была у меня идея открыть музей ретротехники, жаль, пока не нашлось под него земли. Отличная ведь идея для туризма, в России подобный только в Екатеринбурге работает. Тем более большинству коллекционеров нет разницы, в гараже будут их “ласточки” стоять или в музее.
А вообще, хотелось бы добавить: таких автомобилей становится все меньше. И дело не только в естественном старении. Очень много машин “слизнула” утилизация. Когда слышу, как, например, в утиль отдали “Волгу” первой серии со звездой, у меня просто начинает болеть голова. Их было выпущено всего около 30 тысяч. В “живых” остались единицы.
Если у кого-то простаивает старая машина и вы не знаете, что с ней делать, отдайте или продайте заинтересованным людям, и они вдохнут в нее вторую жизнь и ваша “ласточка” будет еще долго радовать и взрослых и детишек. Если у кого-то будут вопросы, можно звонить 49-22-49.
Досье
Родился 3 апреля 1965 года в Ядрине.
27 апреля 2012 года избран заместителем председателя комитета Госсовета ЧР по социальной политике и национальным вопросам, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
19 декабря 2014 года избран председателем комитета Госсовета по бюджету, финансам и налогам. Член президиума, депутат Госсовета ЧР 3-го созыва.
Женат, двое детей.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии
Такая приятная неожиданность!Я с ним знакома уже:))) А на номер машины Игоря вы обратили внимание?
Я помню,что там тогда была ещё такая же машина,похожая по цвету и по номеру(почти), но регион был 16-ый.
Вот и машина(см. фото), похожая чем - то на вашу,Игорь!:))) Я запомнила её не только по номеру,похожему на номер вашей машины, и по цвету,но ещё меня поразили и сами хозяева авто.Посмотрите,как они намывают свою машину, которая у них и без этого блестит! Мне кажется, что их "железный конь"в таком же солидном возрасте, как они сами, наверное, этим и объясняется их трепетное отношение к своему "коню"?:)))
Долго ещё я буду вспоминать этот день!У меня много интересных фотографий с этого мероприятия, но всё не покажешь здесь.