Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Людмила Сарбаш: Гуманитарное образование не помешало бы всем

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Людмила Сарбаш.  © Фото Валерия БАКЛАНОВАЛюдмила Сарбаш: Гуманитарное образование  не помешало бы всем ЧГУ филологический факультет

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Людмила Сарбаш. © Фото Валерия БАКЛАНОВА


0

В эти дни филологический факультет ЧГУ отмечает 20-летие своего самостоятельного существования (прежде был единый историко-филологиче­ский факультет). Многие поколения его студентов учились у кандидата филологических наук, доцента кафедры русской литературы Людмилы Николаевны САРБАШ. Кстати, недавно она также отметила свой юбилей.

— Людмила Николаевна, легко ли поменяли статус студента на преподавателя вуза?
— В Тюменский университет попала по распределению. Конечно, тот год оказался непростым, поскольку некоторые студенты были старше нового преподавателя. К тому же меня назначили куратором группы. Впрочем, нашла общий язык со всеми.
— Выбор творчества Тургенева для изучения в аспирантуре не был случайным?
— Разумеется, нет. Еще в студенчестве заинтересовалась русским романом. Тургенев, Достоевский, Толстой, Гончаров... С научным руководителем обговорили возможные темы, и я выбрала Тургенева. Кстати, мне тогда довелось поработать над комментариями к собранию сочинений И.Тургенева.
— Русская литература эпохи Толстого и Достоевского достаточно хорошо изучена. Осталось ли поле деятельности для последующих поколений исследователей?
— Горизонты русской литературы весьма широки. Вот лишь несколько направлений. Недостаточно, на мой взгляд, изучены связи, традиции русских писателей. Так, Достоевский оказал заметное влияние на европейских авторов, например, Кафку. Влияние литературы XIX века, признанной классической, можно обнаружить в творче­стве многих наших современников. Наконец, наследие некоторых писателей того времени, на мой взгляд, также изучено недостаточно. Тот же Лесков заслуживает более пристального внимания.
— Совсем недавно вас привлекла тема “Изображение народов Среднего Поволжья в русской литературе и публицистике XIX века”...
— Описания быта, жизни народов Поволжья можно найти у многих авторов того времени. У Герцена в период его вятской ссылки, у Лескова, у Гарина-Михайловского в его “В сутолоке провинциальной жизни”...
— Какими предстают народы Поволжья в глазах классиков?
— Утверждение России как многонационального государства идет со времен Отечественной войны 1812 года и похода русской армии в Париж 1813-1814 годов. Генерал от кавалерии Николай Раев­ский, русский поэт и публицист Федор Глинка, его брат писатель Сергей Глинка указывали, что мордва, чуваши, татары наравне с русскими смиряли “просвещенных” французов на поле брани. У Ф.Глинки есть такие строчки: “И видел, как коня степного на Сену пить водил калмык. И в Тюильри у часового сиял, как дома, русский штык. И сын пределов Енисейских, или придон­ский наш казак, в полях роскошных Елисейских походный ставил свой бивак”.
В дальнейшем русские писатели воспринимали другие народы как иные, самородные, имеющие соб­ственный национально-культурный пласт. Слово “инородец” не несло никакого уничижительного или другого негативного оттенка. Русской литературе свойственны приятие иной культуры, интерес к ней.
— Курс истории русской литературы XIX века можно назвать основой обучения на филологическом факультете. А как сами его оцениваете?
— Русская литература того времени — это не просто совокупность произведений, повествующих о социально-общественных нравах эпохи. Ценность ее преж­де всего в том, что писатели поднимают вечные вопросы бытия. Достоевский размышляет о кратковременности пребывания человека на земле: “Мы на земле недолго, временны. Но есть ли вневременной смысл в нашем бытии?” Схожие размышления есть и у Толстого, Тургенева. Герой Тургенева Евгений Базаров мучительно переживает: “Часть времени, отпущенного мне во вселенной, столь мгновенна в сравнении с вечностью, где меня не было и никогда не будет...”.
— До подобных размышлений о смысле жизни молодым людям еще, наверное, следует дорасти. А если к 18-19 годам этого не произошло?
— Считаю, что к третьему курсу, когда начинается изучение русской литературы XIX века, молодые люди уже достаточно взрослые. Хотя вернуться к “Идиоту” Достоевского, “Обыкновенной истории” Гончарова или “Анне Карениной” Толстого никогда не поздно. И тогда русский роман откроется с новой стороны. Уверена, что помимо собственно знаний, которые получают студенты филологического факультета, они приобретают (или укрепляют) некий духовный стержень. В этом смысле гуманитарное образование не помешало бы представителям других направлений.
— Одно время добраться утром до Чебоксар было настоящей проблемой. Как вы принимали оправдания студентов из Новочебоксарска, не опаздывали ли сами?
— Поначалу такие оправдания действительно звучали (смеется). Потом, когда студенты узнавали, что я тоже добираюсь из Новочебоксарска, жаловаться переставали. Впрочем, я их хорошо понимала. Говорила, чтобы опоздавшие, не привлекая внимания аудитории, тихонько проходили и занимали свое место. Сама никогда не опаздывала. Чаще всего просила на факультете не ставить мне первую пару, потому ехала ко второй.
— За последние тридцать лет студенты стали другими?
— В целом, остались такими же любознательными. Впрочем, в большей степени это зависит не от эпохи, а от личности самого студиозуса (задумалась). Хотя стало больше работающих студентов. Многие вынуждены одновременно учиться и обеспечивать себя.
— Факультет за эти годы тоже изменился?
— Кадровый потенциал весьма высокий. Факультет укомплектован профессионалами: кандидатами, док­торами наук. Руководит им по-прежнему профессор Геннадий Корнилов. Конечно, в последние годы набирать студентов стали меньше, это связано с общероссийским сокращением числа учащихся. Это общая тенденция для большинства специальностей и вузов.
— Выпускников филфака ЧГУ можно встретить где угодно...
— Действительно, мы даем классическое базовое гуманитарное образование, и наши выпускники работают не только в школе. Многие нашли себя в журналистике, как газетной, так и телевизионной. Другие трудятся в органах государ­ственной власти, министер­ствах и ведомствах Чувашии, преподают в нашем и других вузах страны... На странице филологического факультета сайта ЧГУ (http://www.chuvsu.ru/~fil_fak/) в разделе “Юбилей ФФ” можно найти сведения о наших выпуск­никах начиная с первого выпуска в 1972 году. И этот раздел по­стоянно пополняется. Уверена, у большинства наших студентов большое будущее.
 

Наша справка
Родилась в Томской области, детские и юношеские годы прошли в Томске. В 1969 году поступила на филологический факультет Томского государственного университета. После окончания вуза год преподавала в Тюменском госуниверситете. В 1976-м ее ждала очная аспирантура МГУ им. Ломоносова. Более всего молодую аспирантку привлекал И.Тургенев, поэтому она выбрала тему, связанную с анализом творчества именно этого писателя. Ее научным руководителем стал известный ученый-тургеневед Петр Пустовойт.
В период обучения в аспирантуре Людмила Николаевна встретила своего будущего мужа — аспиранта химического факультета. После окончания учебы его направили на “Химпром” в Чувашию. Так молодые супруги оказались в Новочебоксарске.
На кафедре русской и зарубежной литературы Чувашского госуниверситета она начала работать в августе 1980 года. Преподает один из ведущих курсов — “Историю русской литературы XIX века”. В 1982 году успешно защитила диссертацию по творчеству Тургенева. Ее статьи, посвященные истории русской литературы, не раз публиковали не только россий­ские, но и международные научные издания.
С 1989 по 1994 годы Людмила Сарбаш заведовала кафедрой русской литературы на филфаке ЧГУ. В 2009-2010 годах участвовала в научных исследованиях, финансируемых Российским гуманитарным научным фондом. Их итогом стала серия публикаций на тему “Изображение народов Среднего Поволжья в русской литературе и публицистике XIX века”.
Муж Федор Семенович работает на обособленном заводе № 4, занимается вопросами химического разоружения. Сын Александр получил высшее экономическое и юридическое образование. Внучка Настенька на следующий год пойдет в школу.

 

  • Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Людмила Сарбаш.  © Фото Валерия БАКЛАНОВА

Комментарии

Изображение пользователя Валерий Коржавин.

Умница! Вот кого нужно любить!