Мир истинного киноискусства
Новочебоксарка Мария Афанасьева стала ведущей “Классной встречи” с режиссером и актрисой Натальей Лукеичевой.
“А правда, что этот фильм был снят на Донбассе?” — поинтересовалась юная школьница у режиссера “Раненого детства” Натальи Лукеичевой.
Фильм режиссера Елены Еделеевой “Мальчик из Шоршел” в номинации документального кино получил специальный диплом жюри.
Выпускник Школы юного журналиста Захар САМАРИН взял интервью у исполнительницы главной роли в фильме “Ада”, четырнадцатилетней московской школьницы Марии КОЖУХАНЦЕВОЙ.
Театр начинается с вешалки, а поход в кино — с трейлера или аннотации к фильму. Зрителя нужно завлечь интригующим названием, красивой картинкой или захватывающей историей. А потом поразить режиссерским ходом, продуманным сценарием и профессиональной съемкой и монтажом. На XVI Чебоксарском международном кинофестивале представили много интересных кинокартин. Как определить лучшую?
Выключите это немедленно
“О некоторых фильмах можно сделать вывод, еще не посмотрев их, — признался на пресс-конференции член жюри, режиссер театра и кино, заслуженный деятель искусств России Валерий АХАДОВ. — Однажды я читал заявку к фильму. В презентации было написано “продюссер”. Фильм даже смотреть не стал: если его снимают “продюссеры”, то пусть снимают, но без нас”.
“В одном сериале про снайперов лейтенант, заглядывая к майору, спросил, можно ли ему войти. Каждый, кто армию прошел, никогда в жизни не спросит, можно ли ему что-то сделать. Было видно, что авторы к теме своей картины не имеют никакого отношения”, — рассказал кинокритик, член Союза кинематографистов России Денис ГОРЕЛОВ.
“У кинематографистов есть хорошее слово “было”. Когда ты смотришь фильм и испытываешь массу ощущений, вдохновляешься и переживаешь вместе с актерами, значит, это оно”, — считает журналист и продюсер Иван КУДРЯВЦЕВ.
25 лет без электричества
Наверное, в силу профессиональной деятельности меня больше заинтересовали документальные фильмы. Они в этом году были представлены в отдельной номинации.
“Живут же люди” — фильм, достойный внимания не только зрителей, но и властей. Авторы проекта рассказывают о жизни в бурятской деревне Мойготы. В центре внимания вопрос об отсутствии электричества, он становится еще и своеобразным рефреном картины. Режиссеру и сценаристу Павлу Скоробогатову удалось без прикрас показать жизнь в российской глубинке.
Несмотря на проблемы и достаточно некомфортные условия жизни, пять жителей деревни любят свою малую родину. “У нас бывают холода до 47 градусов. Когда сын меня в город забрал, стала проситься домой: всё буду сама делать, о помощи не попрошу, только отвези”, — вспоминает 90‑летняя жительница Мойготы. И слово свое сдержала. С юношеским задором она колет дрова, таскает воду ведрами, занимается огородом.
Лучшие актеры — это сами люди. Они искренние, открытые и эмоциональные, оттого и живые: поют песни за работой, лелеют как детей домашних животных, крепкими словами высказываются о проблемах.
Весь комизм ситуации заключается в том, что в деревне собираются делать тротуар. “Коровы по нему будут ходить, — смеются жители. — Свет бы лучше провели. Мы около трассы живем, линия электропередач в нескольких метрах проходит”. Но власти молчат, а жители в отчаянии ставят солнечные батареи и пользуются дизельным генератором.
Съемки проходили с осени 2018 года по осень 2022-го. “Свет в деревню так и не провели”, — резюмирует в конце автор.
В конкурсе документального кино “Живут же люди” получили гран-при “Лучший фильм”.
Дети и война
Специальная военная операция никого не оставляет равнодушным. Люди пишут стихи, делают фоторепортажи в освобожденных городах, чтобы показать весь ужас происходящих событий. Наталья Лукеичева, режиссер фильма “Раненое детство”, решила представить события на Донбассе глазами детей.
Фильм был снят в Северодонецке Луганской области. Его освобождали почти четыре месяца. Всё это время в городе оставались около 1000 детей. Подвалы стали их домом.
Фильм построен в виде интервью московской школьницы Саиды с эвакуированными детьми. Здесь же лирические отступления — виды разрушенных домов и школы. И бессмертные слова поэтов. Дети читают стихотворения Роберта Рождественского, Бориса Пастернака, Петра Синявского, Михаила Шела и других.
Фильм заканчивается цитатой Александра Твардовского: “Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”. Наталья Лукеичева использует классику, как бы говоря, что культуру и историю невозможно уничтожить.
После показа она в рамках всероссийского проекта “Классные встречи” пообщалась со школьниками Чувашии.
“Хотела показать трагедию этих детей глазами благополучного московского ребенка. Я не задавала им вопросов, я готовила Саиду это делать. Поскольку дети с детьми быстрее на контакт идут, у нас получились открытые ответы и искренние эмоции. К сожалению, фильм пока не берут на телеэкраны. Фестиваль — это единственное место, где может пробиться истинное искусство”, — рассказала Наталья Лукеичева.
“Раненое детство” получило специальный диплом “За стойкость, надежду и веру” в Год счастливого детства в Чувашии.
Знай наших
“Когда фестиваль начинался, в республике никакого кинематографа не было близко даже. И сейчас мы решили все чувашские картины показать”, — рассказал художественный руководитель фестиваля Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ.
В этом году было представлено рекордное количество фильмов чувашского производства. Три из них вошли в конкурсную программу. Фильм режиссера Елены Еделеевой “Мальчик из Шоршел” в номинации документального кино получил специальный диплом жюри.
Верить в чудо
Достаточно много фильмов, посвященных теме детства, было представлено в этом году. В кинотеатрах республики также прошли специальные показы советских мультфильмов “Маугли”, “Ну, погоди!” и отреставрированного фильма “Алые паруса”. Последний собрал новочебоксарцев самого разного возраста во Дворце культуры “Химик”.
Все мы помним, кто из фильма, кто из школьной программы по литературе, удивительную историю любви Ассоль и Грея. “Снова в юность попали”, — выходя из кинозала, говорили люди старшего поколения.
“Первый раз в детстве посмотрела фильм. Знала, что Ассоль счастлива будет, но мне хотелось пережить снова эти чувства. Все-таки хорошие фильмы снимали в советское время”, — поделилась впечатлениями после киносеанса Нина КРАСАВИНА.
“Мы в школе еще не проходили. Фильм посмотрела первый раз. Мне очень понравилась Ассоль. Фильм учит тому, что в чудеса надо не только верить, но и самим их творить”, — рассказала 10-летняя Ксения ГЕРАСИМОВА.
Ирина МИТРОФАНОВА посмотрела “Алые паруса” первый раз тоже в 10 лет. “Он меня вдохновил, — вспоминает она. — Надо ждать свою любовь, мечтать и верить в чудо. Сказка станет былью, если ты того желаешь. Я повстречалась со своим супругом, как Ассоль с Греем. Только не под алыми парусами, а на остановке “Химпрома”.
XVI Чебоксарский международный кинофестиваль подарил всем нам незабываемые эмоции от показов, встреч и прикосновения к истинному искусству.
Встреча
Одним из участников кинофестиваля стал выпускник Школы юного журналиста Захар САМАРИН. Он посмотрел несколько фильмов, представленных в программе, и взял интервью у исполнительницы главной роли в фильме “Ада”, четырнадцатилетней московской школьницы Марии КОЖУХАНЦЕВОЙ.
— Что привело тебя в мир кинематографа?
— Когда мне было восемь, мама отвела меня в театральную студию. В раннем детстве я была очень замкнутая, и с этим нужно было что-то делать. Первым опытом стали съемки в рекламе. А в 12 лет меня неожиданно пригласили в кино.
— Трудно было играть роль в фильме “Ада”?
— Главная героиня похожа на меня. Я сопереживала ей, слезы сами появлялись. Фильм снимали осенью в Нижегородской области. В основном всё время на природе, временами было холодно.
— Как отреагировали в школе, узнав, что ты снялась в кино?
— В классе ребята были в курсе давно, что я где-то снимаюсь. Классная руководительница меня поддержала. Остальные учителя отнеслись не очень, затребовали от меня все работы за месяц. Пришлось подтянуть успеваемость. Сейчас отношения наладились, и теперь всё хорошо.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати