На сцене — ее величество Опера
Отелло (Август Амонов) еще не повержен, но интриге Яго (Александр Краснов) уже не в состоянии противостоять. Фото Сергея Михайлова.
XXVI Международный оперный фестиваль в Чебоксарах уже с самого первого вечера оказался богатым на сюрпризы.
Его открыла классическая постановка “Отелло”, осуществленная режиссером Русского драматического театра Владимиром Красотиным. И хотя свежа еще в памяти премьера трехлетней давности, тогда тоже Михайловский фестиваль начался именно с этого спектакля, первый день преподнес приятный сюрприз в виде звезд оперной сцены, благодаря которым совершенно по-новому зазвучал и Верди (автор оперы), и Шекспир (автор произведения), и наш спектакль.
На сегодняшний день зрители оценили три постановки. Вместе с ними и наш корреспондент.
Сибирская сила баритона Александра Краснова
Открытием первого фестивального дня стал певец Александр Краснов в роли Яго. Конечно, его хорошо знают любители оперы и профессионалы, а также столичный зритель. А вот для нас его голос и пение стали настоящим сюрпризом.
— Я услышала его в апреле этого года в Доме оперы, — рассказывает художественный руководитель и главный дирижер театра оперы и балета Ольга Нестерова, — в жюри конкурса среди исполнителей. Среди экспертов большинство были руководители западных агентств, и они заключили договоры о сотрудничестве именно с Красновым. У него удивительный голос, красивый и мощный. Нам удалось его заинтересовать нашей постановкой, и он принял предложение.
Певцу всего 32 года. Детство его прошло в сибирской деревне. В своих интервью артист вспоминает, как ходил в музыкальную школу за 10 км от дома, как выполнял работу по хозяйству и как находил время для занятий спортом.
Спорт, кстати, и сейчас любит, считает, что артист на сцене должен быть в хорошей физической форме. А вот великого пианиста из него не получилось, но на главные оперные сцены он прорвался.
Успех пришел, кстати, благодаря партии Яго, которую Краснов исполнял в Екатеринбургском театре оперы и балета, сейчас выступает в этой роли в качестве приглашенного солиста в Мариинском театре. За этим сразу же последовало приглашение петь в Большом театре.
Артист много гастролирует. В Екатеринбурге он занят в главных ролях. Это Руслан в “Руслане и Людмиле”, Томский в “Пиковой даме”, Пугачев в “Екатерине Великой”, князь Игорь в одноименном спектакле и другие.
По совету Александра Краснова на наш фестиваль была приглашена Елена Дементьева, его коллега по Екатеринбургскому театру. Обладательница нежного сопрано поет партии Иоланты, Чио-Чио-сан, Снегурочки и Дездемоны в “Отелло”.
Роль Отелло должен был исполнять Владимир Заплечный из “Геликон-оперы”, но в последний момент в программу фестиваля внесли изменения: главную партию спел лауреат международных конкурсов Август Амонов из Мариинского театра.
Кармен — восхитительная и обожаемая
В программу Михайловского фестиваля был включен еще один наш яркий репертуарный спектакль — “Кармен”. Главные партии в ней спели Софья Файнберг, Дмитрий Карпов и Дмитрий Даров из Михайловского театра, Ирина Поливанова из Москвы. За дирижерский пульт стал Азат Максутов, представляющий театр оперы и балета Республики Коми.
— Кармен в претворении Софьи Файнберг — это терпкая смесь оттенков, настроений и характеров, — говорит музыкальный критик Мария Митина. — Распираемая внутренними противоречиями, героиня восхищала и покоряла, обескураживала и обрекала на страдание. Она представала то непримиримой бунтаркой, то озорной проказницей, то коварной обольстительницей, то истосковавшейся по сильному чувству женщиной. Красочный тембр певицы, богатый как звонкими верхами, так и глубокими, грудными низами, волновал и заставлял сердца биться сильнее.
Душой спектакля стала Микаэла в исполнении Ирины Поливановой, обладательницы яркого и пронзительного сопрано.
Импровизация на тему любви к трем апельсинам
Третий вечер фестивальной программы был посвящен сказке и юмору. С постановкой “Любовь к трем апельсинам” к нам пожаловал Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева в полном составе в сопровождении своего оркестра.
Зрителям эта комедия была интересна прежде всего тем, что для нас сам спектакль новинка, несмотря на то что пьеса довольна известная, ее ставили многие театры, в советское время был снят музыкальный фильм, в котором арии исполняли братья-болгары.
Для соседей эта постановка тоже еще новая, ее премьера состоялась в апреле прошлого года. По замыслу режиссера-постановщика и по совместительству художника, спектакль ставился как опера-фарс, в которой большая роль отводится импровизации. Наш зритель еще до начала, увидев в холле театра леди в платьях в пол, настроился на импровизацию, которая недолго себя заставила ждать.
Буйство красок в костюмах и минимализм в декорациях резко контрастировали друг с другом. На сцене стремительно менялись мизансцены, декорации, голоса. Артисты свободно перемещались в пространстве. Труффальдино, например, спустился на сцену из-под потолка по веревке.
Спектакль получился своеобразным: кому-то понравилось, зал в конце долго аплодировал артистам и кричал “Браво!”, а кто-то ушел сразу после антракта. Увы, новое прочтение старой классики не всегда нравится публике, но соседям спасибо за эксперимент. Кстати, дирижером-постановщиком в этом спектакле выступил наш земляк Дмитрий Банаев.
***
В среду в программе фестиваля спектакль “Коко Шанель: страницы жизни” в постановке Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.Пушкина. В качестве художника в нем выступил модельер из Чебоксар Игорь Дадиани.
Впереди у нас, любителей и ценителей оперы, еще два удивительных вечера. 1 декабря Государственный театр оперы и балета Удмуртии представит спектакль “Турандот”, а 4 декабря состоится гала-концерт, в котором выступят приглашенные звезды из Москвы, Ижевска, Сербии и Грузии.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати