На сцене лучшие спектакли и приглашенные звезды
На творческом вечере Татьяны Альпидовской выступили артисты чувашского балета, среди них солисты Анна Серегина и Дмитрий Поляков.
10 апреля в Чувашском государственном театре оперы и балета открылся XXV Международный балетный фестиваль. В его программе — лучшие спектакли, приглашенные звезды и даже целые театры, некоторые давно обожаемые и оттого давно ожидаемые.
Вечер современного балета
Открылся фестиваль премьерой одноактных балетов. Первый — “Не дай мне уйти” — поставил Андрей Меркурьев, бывший солист Мариинского и Большого театров, а ныне главный балетмейстер Театра оперы и балета Республики Коми. Для получасового балета хореограф выбрал музыку молодого берлинского композитора Нильса Фрама, который известен в музыкальном мире как неоклассик, смело, но в то же время довольно деликатно смешивающий классическую музыку с электронной.
Как хореограф Андрей Меркурьев впервые выступил в 2014 году, поставив в Одессе одноактный балет “Крик”. А для постановки на чувашской сцене он взял за основу трехминутную композицию, которую “дорастил” уже в нашем театре с нашей труппой.
Второй балет — “Барокко” на музыку Иоганна Себастьяна Баха, поставленный специально для этого фестиваля художественным руководителем балетной труппы Чувашского театра оперы и балета Данилом Салимбаевым.
Оба хореографа постарались быть оригинальными, и не только в танцах, но и в программках “Вечера современной хореографии”, в которой вместо либретто Андрей Меркурьев предложил зрителям стихотворение Ах Астаховой, модной поэтессы, однажды исполнившей свои стихи вместе с оркестром: “Стань и сильней и главнее Главного, словно огонь огня, мне надоело искать все заново — Останови меня!” Призыв поэтессы, ее метания чувственно и страстно изобразили на сцене Анастасия Абрамова, Алексей Рюмин, Ульяна Альпидовская и Фарходжон Камолов.
А вот Данил Салимбаев для своего балета выбрал стихи Иосифа Бродского: “То, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку... Каждый перед Богом наг. Жалок, наг и убог. В каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог...” Фантазии хореографа на тему “Барокко” осуществили Анна Серегина, Дмитрий Поляков, Алексей Рюмин, Ангелина Полякова, Виктория Севоян, Фарходжон Камолов, Ульяна Альпидовская, Дмитрий Ведерников.
Главный минус одноактных балетов в том, что они короткие: только вникнешь в суть и начнешь наслаждаться, а конец уже настал. Но и плюсов много: ясно, понятно и, главное, красиво.
Звездам посвящается
Второй вечер балетного фестиваля был посвящен творчеству народной артистки Чувашии Татьяны Альпидовской, которая на сцене чувашского театра танцует больше 30 лет. Впервые она вышла на сцену нашего театра в 1988 году после окончания Ленинградского хореографического училища им. Вагановой.
Легкая, воздушная, она всегда узнаваема на сцене в любом образе. С особой любовью и теплотой принимает ее зритель. Самые долгие аплодисменты — ей, любовь зрителей — ей, восхищение и уважение — тоже ей. Удивительно, как она когда-то совсем юной девчонкой взлетела на нашу сцену, так и летает на ней спустя много лет.
Балерине повезло с репертуаром. В списке ее ролей Золушка, Джульетта, Аврора, Китри и другие. Особенный творческий союз у артистки сложился с покойным Айдаром Хисамутдиновым, который стал для нее не только лучшим партнером на сцене, но и главным хореографом. Свои оригинальные композиции он придумывал специально для этой артистки. Одна из самых запоминающихся, трогательных и эмоционально насыщенных — постановка “Иные. Право на любовь” на музыку В.А. Моцарта. Чебоксарские зрители помнят исполнение ее двумя гениальными танцорами — Альпидовской и Хисамутдиновым. Именно эту композицию Альпидовская исполнила и на теплом и полном любви вечере памяти Айдара Хисамутдинова несколько лет назад.
В этот раз Альпидовская танцевала эту композицию вместе с Дмитрием Абрамовым. На творческом вечере балерины выступили также дочь Татьяны Альпидовской Ульяна, новая звезда нашего театра, а также Анна Серегина, Виктория Севоян, Алексей Рюмин, Фарходжон Камолов, Карим Мубаракшин, Дмитрий Ведерников, Ангелина и Дмитрий Поляковы, артисты кордебалета. Симфоническим оркестром руководила Ольга Нестерова.
Все только начинается
Фестивальную неделю продолжит 15 апреля еще один вечер одноактных балетов, где будут представлены “Вальпургиева ночь” и “Кармен-сюита”. Если в первом балете выступают наши артисты, во втором — солисты Большого театра: заслуженная артистка России Евгения Образцова, хорошо известная и любимая нашим зрителем, лауреат международных конкурсов Денис Родькин и заслуженный артист России Михаил Лобухин.
17 апреля “ТанцТеатр” из Екатеринбурга представит одноактные балеты. Интересный театр со своей историей, уже 30-летней, опытом, мастерством, один из лучших коллективов, работающий с авторской хореографией.
18 апреля в балете “Лебединое озеро” главные партии исполнят артисты Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Оксана Кардаш и Иван Михалев.
22 апреля в театре состоится еще один творческий вечер. В этот раз в главной роли — еще одна звезда нашего театра, заслуженная артистка Чувашии и России Ольга Серегина.
23 апреля в гостях в Чебоксарах, вот уже в четвертый раз, любимый нашим зрителем театр “Балет Евгения Панфилова” с новым спектаклем “Их бин Фауст”.
В субботу, 24 апреля, в “Жизели” главные партии исполнят артисты Санкт-Петербургского академического театра им. Л. Якобсона Елена Чернова и Андрей Сорокин.
Фестиваль завершится 25 апреля гала-концертом, в котором выступят приглашенные артисты Елена Чернова и Андрей Сорокин (Санкт-Петербург), артисты Бурятского академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова Харука Ямада и Эрдэм Сандаков, а также артисты Чувашского театра оперы и балета.
Фото Сергея МИХАЙЛОВА
СПРАВКА
Мария МИТИНА, театровед:
— “Не дай мне уйти” вошел в гала-концерт XX Международного балетного фестиваля, “Барокко” был впервые показан на концерте-открытии 61 театрального сезона. Оба спектакля построены на стыке эпох, стилей и направлений, от неоклассики до модерна, и являют собой пример экстраординарного взгляда на искусство хореографии, оригинального постановочного мышления и очень индивидуального подхода к работе с труппой.
КСТАТИ
Билеты на спектакли XXV Чебоксарского балетного фестиваля еще продаются. В этом году к тому же их стоимость заметно снижена.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати