Памятки по ежегодным отпускам от экспертов ГАРАНТа

Наталья Ковкова: Чтобы зажечь в учениках искру, нужно самому впитать море огня

А это часть того самого золотого выпуска 1988 года. Наталья Ковкова: Чтобы зажечь в учениках  искру, нужно самому впитать море огня Учитель

А это часть того самого золотого выпуска 1988 года.

Тот самый трудный класс, выпустившийся в 1974 году.Наталья Ковкова: Чтобы зажечь в учениках  искру, нужно самому впитать море огня Учитель

Тот самый трудный класс, выпустившийся в 1974 году.

Фото из архива Натальи КОВКОВОЙНаталья Ковкова: Чтобы зажечь в учениках  искру, нужно самому впитать море огня Учитель

Фото из архива Натальи КОВКОВОЙ


0

Скромно и незаметно из-за коронавируса в 2020 году прошел очередной юбилей старейшей на сегодняшний день в городе школы № 2. Ей исполнилось 55 лет. И 43 года из них здесь проработала учитель русского языка и литературы Наталья КОВКОВА.

— Летом 1973 года мы с мужем приехали в Новочебоксарск. Поселились в частной квартире. Тогда свободных мест в школах не было, и меня в гороно сначала поставили в очередь на трудоустройство. Потом вдруг выяснилось, что в школе № 2 есть неуправляемый старший класс, учить который все отказывались. Предложили мне. Я согласилась. Так, без очереди, но на неполную ставку (12 часов вместо 18) устроилась на работу во вторую школу.

— А кто принимал вас на работу?

— Директор Петр Иванович Флегонов. Он был участником Великой Отечественной войны, но при этом очень добрым человеком.

— Ребята действительно оказались хулиганистыми?

— Не без этого. Однажды один подговорил всех остальных, и меня класс встретил... гудением. При этом рты были у всех закрыты, и вычислить зачинщиков было невозможно. Я вышла, успокоилась, снова зашла. Сказала что-то вроде: “Может, что-то оригинальнее придумаете?” Только тогда удалось начать урок. Где-то к середине второй четверти нашла с классом общий язык, и провокации прекратились. Думаю, секрет заключался в том, что каждый раз я готовила что-то интересное. То, что не найти в учебниках. Перелопачивала горы литературы. Иногда приносила большую стопку книг, отобранных специально для этого урока, и в каждой была своя закладка.

— Кого из коллег-учителей можете назвать своим наставником?

— Прежде всего Галину Александровну Петряеву. Она была признанным авторитетом, особенно когда речь шла об уроках литературы. Невысокая, худенькая, но на ее уроках всегда была железная дисциплина. У нее я, можно сказать, прошла курс молодого бойца.

Завучем работала Дина Ивановна Петрова. Всегда проверяла у молодежи планы, конспекты, в общем, держала нас в тонусе.  

— Вы пришли в школу в 1973 году и задержались здесь на сорок с лишним лет. Значит, было что-то, что вам сразу понравилось?

— Поразила общая доброжелательная атмосфера, царившая в коллективе. Ко мне, молодому педагогу, отнеслись с уважением. Подошла, спросила, чем помочь, математик Нина Александровна Гашкова, в будущем заслуженный учитель РСФСР.

Уже в первые недели моей трудовой деятельности на новом месте Дина Ивановна проводила литературный суд над Раскольниковым — это такая новаторская форма урока литературы. Вообще, новаторский подход в работе во второй школе всегда приветствовался, и это мне тоже очень понравилось.

“Литература — это душа народа”, — говорил академик Дмитрий Лихачев. Признаться, я фанатик литературы, и мне всегда было интересно преподавать этот предмет в старших классах. Можно сказать, нашла в этом свое призвание. У меня есть десятки наработок, открытые уроки на город, на республику и даже на Россию.

— Есть у вас любимые авторы?

— Конечно. Я, например, Есенина очень люблю. У меня собрано все, что удалось найти о его жизни и творчестве, я дважды бывала на родине поэта в селе Константинове. Профессор Юрий Лебедев, преподававший русскую литературу XIX века, всегда говорил: возите своих учеников по литературным местам, дышите воздухом литературы. Став учителем, старалась следовать этому принципу. И где мы с учениками только не побывали! Помню, в родовом имении Тургеневых Спасское-Лутовиново я даже провела экскурсию для опоздавшей группы студентов. Те были проездом, заехали вечером, когда все штатные экскурсоводы уже покинули усадьбу. А я как раз накануне читала про нее, про все флигеля и могла рассказать о прочитанном.

— Какой класс, с которым вы работали, запомнился больше всего?

— Золотым можно назвать выпуск 1988 года. Ребята и девушки подобрались очень сильные. Достаточно сказать, что Костя Зиновьев и Дмитрий Слободчиков стали потом работать в космической отрасли (что-то связанное с разработкой космического топлива). Ольга Чепрасова из этого же класса всегда отличалась добросовестностью в подготовке к урокам. Трое или четверо из класса окончили школу с золотыми медалями. Заводилой же в классе всегда был Дмитрий Александров, он сейчас в звании полковника, живет в Москве. Классным руководителем у них была Тамара Степановна Лаврова.

— Она по праву считалась одним из сильнейших математиков в Новочебоксарске, но я думал, работала она в лицее № 18.

— Да, школа № 2 поделилась кадрами после перехода в восемнадцатую директора Нелли Ивановны Тимофеенко. Тогда многие сильные педагоги перешли вслед за ней.

— Правда, что в восьмидесятые вы преподавали еще и этику и психологию семейной жизни старшеклассникам?

— Курс назывался “Этика и моделирование семьи”. Автор­скую программу я защитила на городском методическом совете. Писала ее сама, использовала массу источников, как психологических, так и литературных. Вступительная записка, поурочное планирование, заключение — все как положено. Шел курс седьмым уроком в выпускном классе как факультатив, тем не менее на него всегда собирался целый класс.  

— А какой свой урок вы считаете лучшим?

— Расскажу об одном из них. Я его проводила, по-моему, в 2011 году. Это урок литературы по рассказу Юрия Бондарева “Простите нас”, который посвящен учителям. Сюжет такой: известный конструктор самолетов оказывается в городе своего детства и случайно встречает свою учительницу математики. Узнает, что большинство его одноклассников стали известными и уважаемыми людьми: кто директором завода, кто известным артистом или ученым. И никто из них не вспоминает об учительнице. Кульминация наступает, когда она спрашивает своего бывшего ученика: “Скажи, Паша, есть ли хоть малая доля моего труда в твоем успехе?” Помню, обсуждение этой ситуации в классе во время урока вызвало настоящую дискуссию. Зато и эмоциональный отклик среди учеников и учителей, пришедших на открытый урок, был огромным.

— Вы потом этот урок еще раз проводили?

— В каждый такой открытый урок вкладываешь столько сил, физических и духовных, что повторить его просто невозможно. Иначе обязательно сфальшивишь, а это недопустимо. “Чтобы зажечь в душе ученика искру, учителю нужно самому впитать море света” — это еще Сухомлинский сказал.

— С приходом в школу эры Интернета и цифровизации трудно было освоиться?

— Помогали ученики. Настроить, подготовить, включить-выключить. Действительно, в Интернете можно найти всё, и даже больше. Но в этом есть и опасность. Человеку перестает быть нужной та часть мозга, что отвечает за воображение. На самом деле одинаковых уроков по литературе не бывает никогда. Классы разные, поэтому и уроки получаются разные. Я очень любила дискуссионные моменты, чтобы каждый мог высказать свою точку зрения. Учила этому ребят. И обязательно, чтобы глядя друг другу в глаза, за общим круглым столом. Ученики такие уроки очень ценили.       

— Многие ваши воспитанники выбрали педагогический вуз?

— Как-то подсчитала, их оказалось за все годы 19 человек. Светлана Головских, Ольга Маркова, Елена Копытцева, Елена Фролова, Анна Петяева и Анна Федорова — это лишь некоторые из тех, кого помню.

— И все же почему именно школа № 2?

— У каждой школы есть свой дух. Во второй всегда, во все поколения среди педагогов и учеников поощрялся творческий подход к любому делу, к любой внеклассной работе. Школу № 2 окончили сначала мои сын и дочь, а потом и два внука.

— Чем занимаетесь на заслуженном отдыхе?

— Много читаю, гуляю. Со школой продолжаю поддерживать связь, консультирую при необходимости. Нашу учительскую династию в школе № 3 продолжает моя дочь Татьяна Николаевна. Она, как и ее бабушка, моя мама, выбрала специальность учителя начальных классов. На всех вместе у нас больше ста лет набирается!


Справка

Наталья Петровна родом из Костромской области. После окончания школы ее и сестру-близнеца Александру мама благословила на учебу на факультете русского языка и литературы в Костромском пед­институте.

После окончания вуза были три года работы в школе-восьмилетке там же, в Костромской области, и переезд в Новочебоксарск.




  • А это часть того самого золотого выпуска 1988 года.
  • Тот самый трудный класс, выпустившийся в 1974 году.
  • Фото из архива Натальи КОВКОВОЙ