Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Опасность на “максималках”

ДТП с участием электросамокатов сегодня не редкость. Порой виновника даже не найти. Фото ТАССОпасность на “максималках” Хватит погибать на дорогах!

ДТП с участием электросамокатов сегодня не редкость. Порой виновника даже не найти. Фото ТАСС

Инфографика ТАСС.Опасность на “максималках” Хватит погибать на дорогах!

Инфографика ТАСС.

Андрей КЛИШАСОпасность на “максималках” Хватит погибать на дорогах!

Андрей КЛИШАС

Александр БАСТРЫКИНОпасность на “максималках” Хватит погибать на дорогах!

Александр БАСТРЫКИН

Денис БАЛАКИРЕВ.Опасность на “максималках” Хватит погибать на дорогах!

Денис БАЛАКИРЕВ.

Антон ШАПАРИН. Опасность на “максималках” Хватит погибать на дорогах!

Антон ШАПАРИН.


0

Судя по всему, в ближайшее время электросамокаты перестанут появляться на тротуарах. Проехавшись по всем новостным лентам, они привлекли внимание не только Следственного комитета, но и сенаторов, которые пока еще не предложили “взять и запретить”, но уже начали обсуждать новые возможные ограничения.

На участившиеся происшествия обратил внимание глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстрои­тельству Андрей КЛИШАС. Он предложил запретить самокатчикам ездить где бы то ни было, кроме отведенных для этого мест.
“Слишком много ЧП с их участием. Думаю, можно оставить самокаты только в парках, где для этих устройств есть специально выделенные дорожки, либо в частных поселках, где собственники согласились с возможностью использования электросамокатов”, — сказал он.
Предложение поддержал председатель Следственного комитета Александр БАСТРЫКИН, однако отметил, что и в парках нарушений немало. Нужно ограничивать скорость, а чтобы определить безопасные значения, при которых самокатчик успеет среагировать и затормозить, нужна помощь ГИБДД. Соблюдение скоростного режима он предложил стимулировать введением ответственности для операторов сервисов аренды.

  • По данным Следственного комитета, принятые ранее меры, введенная система штрафов не решили проблему полностью, и в различных регионах России фиксируются новые происшествия с участием электросамокатов.
    Так, утром 10 мая возле дома № 72 по улице Б. Хмельницкого в Чебоксарах под колеса автомобиля “Фольксваген” попала 10-летняя девочка, которая двигалась на самокате. Она возвращалась из больницы. По словам водителя, девочка на большой скорости вылетела из-за припаркованных в “кармане” транспортных средств.
    4 мая на ул. Пирогова водитель с регистратором был внимателен и затормозил, когда перед ним проехали два парня на одном самокате. Однако того, что из-за угла выскочит еще один самокатчик, он не ожидал.
    Водитель ехал на зеленый свет, а самокатчики нарушили сразу несколько правил: движение на самокате вдвоем по переходу на запрещающий сигнал светофора.
  • По данным Госавтоинспекции, количество происшествий с этим видом транспорта с каждым годом растет. Только по итогам прошлого года оно выросло на 40% и составило 941 дорожно-транспортное происшествие.  Погибли 19 водителей электросамокатов, в том числе двое подростков младше 16 лет. Пострадали 976 пешеходов.


Как у них
Рынок аренды самокатов в России растет примерно на 60% в год и с такими показателями опережает мировые темпы в четыре раза. По данным группы компаний Б1, к 2026 году будет совершаться 546 млн поездок в год.
Факторы стремительного роста кикшеринга создали также условия для обострения дискуссии в обществе. И сейчас наблюдается серьезное столкновение позиций. Одна часть общества считает, что пора запретить. Когда на тротуаре самокатчик налетает на пешехода, тот получает серьезные травмы. А если обязать их ездить по проезжей части, тогда при столкновении с автомобилем серьезно пострадает самокатчик.
Пока кто-то задается вопросом: “Неужели других проблем в стране не осталось?” — другие вспоминают, что тот же скорбный путь уже прошли европейские страны. Несмотря на экологичность транспорта, самокаты наделали много шума в передовых с точки зрения транспортной организации городах мира. Настолько, что в ряде городов их запретили.
Самый свежий пример — Париж. В апреле там провели референдум, на котором жители высказались за запрет сервисов аренды электросамокатов. При этом явка составила всего 7,4% от всех зарегистрированных избирателей, а само голосование носило консультативный характер. Окончательное решение остается за мэрией, и глава города Анн Идальго его озвучила. “Я буду руководствоваться мнением горожан, и с 1 сентября в Париже аренда электросамокатов будет прекращена”, — цитировали ее СМИ.
Насколько это эффективное решение, покажет время. Но стоит отметить, что Париж был первопроходцем в вопросе использования электросамокатов и также первым готовится принять настолько радикальные меры.

Решительно отказаться?
В Министерстве транспорта России, которое разрабатывало поправки в ПДД для средств индивидуальной мобильности (СИМ), уже отмечали, что пока рано менять какие-либо правила. Для начала надо посмотреть, как работают те, которые вступили в силу с 1 марта. А пока прошло слишком мало времени.
Самокат — это уже давно не развлечение. Чтобы сделать такой транспорт безопасным, необходимо разводить транспортные потоки, развивать сеть велодорожек. На тротуаре велика опасность столкновений, слишком разная скорость с пешеходами. Да и правовая грамотность как пешеходов, так и водителей СИМ, увы, нулевая. Поэтому необходимо уже сегодня вводить курс такой грамотности в учебных заведениях, обучать со школьной скамьи правилам дорожного движения и основам безопасного передвижения на самокатах.
В компании Whoosh, единственном операторе, обслуживающем Новочебоксарск, рассказывают, что восемь из десяти поездок на арендованных самокатах совершаются не по развлекательному, а по транспортному сценарию. Жители пересаживаются с автомобилей на кикшеринг: разгружают дороги, освобождают парковочные места, позитивно влияют на экологию.
“Дополнительные ограничения и перевод самокатов в парк сломают транспортную модель, сделают кикшеринг развлечением для подростков, — говорит пресс-секретарь компании Whoosh Денис БАЛАКИРЕВ. — Случаи с самокатами получают широкий резонанс, но статистика ДТП с их участием несравнима с количеством инцидентов с автомобилями и даже с велосипедами”.
Думаю, что озвучу мнение большинства, если скажу, что прокатные электросамокаты должны быть ограничены по скорости, по возрасту тех, кто ими пользуется. Кроме того, люди, которые собираются управ­лять этим транспортом, должны сдавать какой-то экзаменационный минимум на знание правил дорожного движения. А как же быть с СИМ, находящимися в личном пользовании?
Решение предложил вице-президент Национального автомобильного союза Антон ШАПАРИН. “Водителей электросамокатов почти невозможно проконтролировать, но выход все же есть — камеры фотовидеофиксации и регистрация СИМ на “Госуслугах”. Национальный автомобильный союз уже разработал поправки в КоАП о регистрации транспортных средств, а идею поддержали в Госдуме”, — отмечает он.
Работать, по его словам, инициатива должна так: после покупки электросамоката владелец будет обязан поставить на него номера и зарегистрировать их на портале госуслуг. Контролировать движение будут камеры, а штрафы начнут выписывать согласно отдельно разработанному разделу КоАП, который по­святят СИМ.

  • ДТП с участием электросамокатов сегодня не редкость. Порой виновника даже не найти. Фото ТАСС
  • Инфографика ТАСС.
  • Андрей КЛИШАС
  • Александр БАСТРЫКИН
  • Денис БАЛАКИРЕВ.
  • Антон ШАПАРИН.