Он памятник воздвиг себе нерукотворный
Дому № 18 по улице Ленина в Ядрине требуется реставрация. Он считается объектом культурного наследия и находится на балансе администрации города. Предположительно, в этом доме родился и прожил до четырех лет будущий ученый Николай Ашмарин.
Здание было купеческим и принадлежало его дяде. Здесь располагались бакалейная и гастрономическая лавки. В советское время был возведен второй этаж, а еще позже — пристрой из кирпича. Фото автора
В Чувашском отделении Восточного педагогического института. Сидят (слева направо) профессор Н.В. Никольский, профессор Н.И. Ашмарин, М.А. Максимова, стоят И.Н. Николаев, Н.Н. Николаева, Г.И. Комиссаров.
Чувашия недавно отметила 150-летие со дня рождения ученого Николая Ашмарина, внесшего неоценимый вклад в развитие чувашского языкознания, культуры и истории народа. Его 17-томный словарь чувашского языка, первый том которого был издан в 1910 году, сегодня является гордостью и одним из главных памятников чувашской культуры и истории. В России ни один из малых народов не имеет такого словаря, он есть только у нас.
Русский или чуваш?
В биографии Николая Ашмарина немного белых пятен. История его жизни изучена многими учеными, писались диссертации, выпускались книги, сохранились воспоминания его сына Виктора Николаевича и современников, учеников Симбирской чувашской гимназии, которые помогали ученому собирать материал для словаря.
Родился Николай Иванович 4 октября 1870 года в Ядрине. Кстати, дом его родителей сохранился по сей день. Он находится на улице Ленина, на нем висит мемориальная доска, сообщающая о том, что в этом доме родился известный языковед. Правда, найти ее не так-то просто из-за разросшихся елей, мощные ветви которых закрывают вид на здание. Правда, домом это ветхое, разграбленное здание можно назвать с большой натяжкой. Власти города не раз поднимали вопрос о его реконструкции, но дальше слов дело пока не пошло, и здание продолжает разваливаться.
Однако вернемся в прошлый век. В то время, когда в семье небогатого купца второй гильдии Ивана Филипповича Ашмарина и крепостной крестьянки родился первый сын, все было по-другому. Ядрин тогда был культурным центром, развитию которого способствовали купцы Таланцевы. Когда торговые дела в семье пошли не так хорошо, как хотелось, семья перебралась на родину матери в Курмыш, в то время уездный город с развитой торговлей и большими возможностями, входящий в Симбирскую губернию. Именно туда в конце XIX века переехала и семья Николая Мордвинова, всемирно известного артиста, также родившегося в Ядрине.
По воспоминаниям самого Николая Ашмарина, чувашскую речь он услышал и полюбил именно в Курмыше. “Первые чувашские слова и фразы я узнал от моей бабушки (по матери), которая относилась очень сочувственно к чувашам, — писал он в книге “Болгары и чуваши”. — Некоторыми чертами своей личности она оставила на моем нравственном облике неизгладимые следы”.
Советские ученые-языковеды, среди которых известный тюрколог Михаил Сироткин, не сомневались в том, что Ашмарин имеет чувашские корни по линии бабушки со стороны матери. Но, увы, именно этот вопрос остался в его биографии открытым, до сих пор родословная Николая Ашмарина до конца не изучена и версия ученых документально не подтверждена.
Словарь писал в свободное время
Окончив городское училище в Курмыше, Николай Ашмарин поступил в Нижегородскую классическую гимназию. Именно там у него проснулся филологический интерес к чувашскому языку. “Изучение чувашского языка начато мною еще на гимназической скамье, когда мне было 13 лет. Я изучал язык самостоятельно, без учителя, и не имел почти никаких пособий”, — писал впоследствии он в своей автобиографии. Также самостоятельно он изучал арабский, персидский, турецкий и татарский языки.
После окончания гимназии он отправился в Москву, в Лазаревский институт восточных языков, который окончил в 1894 году с дипломом первой степени и выпускной научной работой “Очерк народной поэзии у чуваш”.
Во время учебы умер его отец. Сиротами остались семь сыновей и три дочери. Сразу после окончания учебы именно Николаю, как старшему из детей, пришлось помогать семье. Влияние его и авторитет были настолько велики, что брат Василий, студент Московского университета, тоже увлекся этнографией чувашей и других инородцев.
В 1896 году Ашмарин получил должность преподавателя географии в Казанской “инородческой” учительской семинарии (преподавал там 25 лет) и всерьез занялся изучением чувашского языка. Мысль составить словарь появилась в это время, в 1901 году он разослал по всем местностям, где проживали чуваши, программу по сбору материала. На его обращение откликнулись десятки учителей национальных школ и другие грамотные люди. Спустя 10 лет был издан первый том словаря, через два года — второй.
После революции Ашмарин много работал, чтобы прокормить семью, в которой было девять детей. В 1919-1931 годах профессор трудился в разных вузах: в Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте в Казани, Чувашском практическом институте в Симбирске, Азербайджанском университете, Чувашском отделении Восточного пединститута в Казани.
Несмотря на то что прославился Ашмарин именно чувашским словарем, над ним он работал только в свободное время, а средства на жизнь зарабатывал, трудясь преподавателем географии. Все звания, почести пришли уже после издания словаря. Ему присвоили ученую степень доктора тюркологии, в 1929 году он избран членом-корреспондентом АН СССР, членом ЦИК Чувашской АССР.
Азартный, увлекающийся
В 1919 году Николай Иванович был принят на работу в должности профессора чувашского и татарского языков в Северо-Восточный археологический и этнографический институт. Но ненадолго. В годы гражданской войны Ашмарину с его многочисленным семейством пришлось очень тяжело. Поэтому в 1920 году ученый принимает решение покинуть Казань и переехать в Симбирск. Там в это время открывается первый чувашский вуз — Чувашский институт народного образования. В Симбирск семья Ашмариных приехала в составе восьми человек. Среди них сам Николай Иванович, супруга Ксения Логиновна, сыновья Петр, Борис, Виктор, Николай, Константин и дочь Вера.
К сожалению, и в Симбирске все оказалось не так гладко, как было обещано. Именно в это время в Поволжье разразился голод. В 1923 году Ашмарина приглашают в Баку. Приехав в Азербайджан, он с присущим ему упорством начал изучать азербайджанский язык, с головой погрузился в работу. А так как Николай Иванович накопил уже большой опыт по собиранию материалов для словаря чувашского языка, то здесь ему предложили возглавить комиссию по созданию аналогичного словаря, но уже говоров Азербайджана.
В 1926 году Ашмарины возвращаются в Казань. Ученый поступает на работу во вновь созданный здесь Восточный педагогический институт. Он работает до выхода на пенсию в 1931 году профессором на чувашском отделении. Летом 1933 года Николай Иванович приезжает в Чебоксары по делам, но по возвращении в Казань заболевает сыпным тифом.
26 августа 1933 года ученого не стало. Он умер на больничной койке. Кончина стала для всех трагедией и неожиданностью. Похоронили ученого на Арском кладбище Казани.
Но дело его тем не менее было продолжено, в 1950 году вышел в свет последний, 17-й том чувашского словаря.
Интересные факты
- В 1954 году именем Ашмарина в Чебоксарах названа одна из улиц Южного поселка.
- В Ядрине сохранился дом, в котором родился Николай Ашмарин.
- В деревне Верхние Ачаки Ядринского района по инициативе председателя колхоза “Ленинская искра”, известного в республике организатора сельскохозяйственного производства Аркадия Айдака заложен сквер с 17 дубами, символизирующими 17 томов словаря.
- Одна из дочерей Николая Ашмарина — Надежда — в пятидесятых годах XX века работала машинисткой в Министерстве просвещения Чувашской АССР.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Храбрый Чапай. Правнучка комдива рассказала новочебоксарцам о своем предке
- Из Казани с любовью к своим землякам
- Чапаев в Пугачеве
- Крылов из Крылова. Что связывает семьи кораблестроителя Алексея Крылова и физика Петра Капицы
- Музей Чапаева в Чебоксарах: что нового и необычного появилось после реконструкции
- Письма Чапаю