Почему бензин дорожает
ФАС заявляла, что предпосылок для роста стоимости топлива нет, цена должна увеличиваться только на уровень инфляции. Но бензин все равно дорожает. Чем же объясняется рост стоимости топлива в стране, которая не снижает объемы добычи нефти?
Одно из объяснений — стремление к наживе крупных нефтяных компаний, от которых не отстают и торговцы-оптовики. На самом деле, трудно объяснить происходящее только инфляционными ожиданиями, поскольку общегодовой рост цен на бензин уже опережает уровень инфляции. Большинство экспертов считают, что по итогам 2012 года рост цен на бензин составит 15 проц., тогда как инфляционные ожидания МЭРТа гораздо ниже.
Заметим, что в России сегодня действует особая заградительная экспортная пошлина на топливо в размере 90 проц. Кроме того, производители бензина обязаны реализовывать 15 проц. своей продукции на бирже, чтобы не допустить повторения прошлогоднего “бензинового кризиса”, когда ряд регионов испытывал его нехватку.
В результате биржевые продажи топлива внутри страны увеличились, что должно было вызвать снижение цен. Но скупившие его оптовые компании придержали топливо для спекуляции в конце весны и начале лета, когда его потребление в связи с особенностями сезона и проведением посевной заметно увеличивается. В любом случае, видимо, настала пора вплотную заняться оптовыми компаниями, которые в погоне за прибылью сознательно толкают цены на бензин вверх.
Что касается нефтяников, то они могут сдерживать только собственные затраты, но не влиять на налоговую составляющую. А налоги, как известно, растут. С 1 января 2012 года увеличились акцизы. Например, на бензин 3-го класса — на 1710 рублей (до 7382 рублей) за тонну. В пересчете на литры это
означает рост в среднем на 1,2 рубля в зависимости от класса топлива. Еще одно повышение акцизов было с 1 июля в среднем на 1,4 рубля за литр. Не станут исключением 2013-й и 2014 годы. То же касается и дизельного топлива.
Увеличение акцизных платежей неизбежно влечет за собой рост цен на АЗС. Все эти деньги выплачиваются нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в бюджет страны. В ближайшие несколько лет акцизы на бензин в России будут увеличены, чтобы наполнить дорожные фонды — на ремонт и строительство дорог. В то же время нефтяники по поручению правительства ведут модернизацию НПЗ, для того чтобы перейти на производство более качественного топлива в соответствии с нормами “Евро” и не допустить его дефицита.
Часто говорят о том, что либерализация российского рынка после вступления нашей страны в ВТО также подталкивает цены на бензин вверх. Здесь данные противоречивые. По одним, цена на бензин в России превышает стоимость топлива на американском и европейском рынках примерно на 4 проц. По другим данным, цена бензина в России в 2012‑м стала ниже, чем у соседей по СНГ, не говоря уже про европейские страны. У нас цена литра 95-го бензина на начало второго полугодия 2012 года составила в среднем 28.30. Партнеры по Таможенному союзу нам проигрывают: в Белоруссии — 28.70, а в Казахстане и вовсе 30.60 руб. за литр. Рекордсмены цен — Норвегия — 79.80 за литр 95-го в пересчете на рубли. Дальше Италия (71.10), Голландия (70.10).
В 2013 году также ожидается повышение цен на бензин. Некоторые эксперты говорят, что если даже не будет объективных причин и нехватки топлива, то цены вырастут в летний сезон, что практически ежегодно отмечается во всех регионах, примерно на 2-3 рубля.
Причинами еще большего повышения может стать окончательный запрет в этом году низкокачественных бензинов стандарта “Евро-2”. Однако эксперты успокаивают автомобилистов, мол, государство ведет строгий контроль за ростом цен на топливо.
Они строят разные предположения о цене на нефтепродукты и бензин в 2013 году. Мнение аналитиков сводится к тому, что попытки правительства заставить нефтепромышленников поставлять на российский рынок топливо качества “Евро-3” ведут к повышению цены на него.
Основная масса нефтяных компаний не справляется со сроками модернизации НПЗ. Что же произойдет на рынке, когда спрос намного превысит предложение? Ситуация ясна. Цена вырастет значительно, и, кроме того, возможен дефицит бензина. В России за последний год его потребление выросло примерно на 1 млн. тонн. А это серьезная цифра!
ОПРОС
Мы задали вопрос новочебоксарским автовладельцам, как они относятся к повышению цен на бензин и что ждут в следующем году.
Владимир, инженер, 38 лет: Я уже устал возмущаться и очень сомневаюсь, что правительство способно сдерживать рост цен на топливо. Удивляюсь, молока коровы дают меньше, чем производится бензина, а цена за литр одинакова.
Николай, экономист, 43 года: Думаю, рост цен — процесс, уже необратимый. Касательно бензина, это будет планомерное увеличение стоимости до 2-4 рублей в течение года. Соответственно, повысятся цены и на все остальное, включая продукты питания.
Роман, механик, 27 лет: Когда этот беспредел прекратится? Больше всего нефтяных скважин, НПЗ и АЗС у государства. Если бы оно скинуло в интересах населения цены, то и другие компании сделали то же самое, куда им деваться. Такая политика проводится в Саудовской Аравии, Туркмении, Иране, Венесуэле, где бензин стоит два-три десятка центов.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати