Что изменится в России с 1 марта 2024 года

После коуча – неуч

После коуча – неуч Личные финансы

После коуча – неуч

Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ, президент фонда  “Сколково”После коуча – неуч Личные финансы

Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ, президент фонда “Сколково”


0

Они обещали, что их онлайн-тренинг поднимет вас на недосягаемые доселе высоты. Что вы станете крутым бизнесменом и заработаете кучу денег. При этом еще и на налогах сэкономите абсолютно легально. И что все ваши затраты на этот курс — ничто по сравнению с той достойной жизнью, которую вы себе обеспечите. Вы поверили. Обещанный личностный рост не состоялся, чакры не открылись, финансовый потолок не пробился. Денег стало не больше, а меньше. Сможете ли вы вернуть потраченные впустую средства?

Не спец
С приходом пандемии в России выросла популярность онлайн-курсов и марафонов. Их взялись проводить компании, которые лишились дохода в офлайне, и крупные блогеры. Они принялись учить людей управлять временем, распоряжаться личными финансами и правильно мечтать.
Ожидания учеников таких курсов не всегда соответствуют реальности: часто блогеры рассказывают прописные истины. Но отстоять свои права и вернуть деньги за бесполезный тренинг будет непросто, говорят юристы.
Сейчас в интернете можно научиться чему угодно. Пользователей учат “зарабатывать и думать так, как это делают миллионеры, правильно загадывать и визуализировать желания, встраиваться в энергетические потоки”.
Несмотря на порой сомнительное содержание, учиться на онлайн-курсах недешево. Например, одна известная телеведущая продает свой курс как минимум за 8580 руб. Причем цена курса не всегда соответствует качеству. Это доказывают жалобы покупателей. Одна из учениц известного блогера и визажистки недавно направила жалобу в Роспотребнадзор. Девушка купила курс по макияжу “Бьюти-спец 2.0” за 69900 рублей, ей дали доступ в личный кабинет, но уроки в профиле так и не появились. Старт обучения постоянно переносили на новые даты, точный день начала курса так и не установили. Поэтому клиентка направила досудебную претензию и написала жалобу в Роспотребнадзор.
Этот случай не единичный.

По оферте
На что обращать внимание при заключении договора и можно ли вернуть деньги, заплаченные за бесполезный тренинг? Обычно, чтобы купить онлайн-курс, нужно заключить договор оферты, рассказывают юристы. Иногда речь может идти о пользовательском соглашении, которое направляют клиенту по его запросу. В любом случае это договор, с которым потенциальный ученик может только согласиться. Вносить изменения в него нельзя. Как только покупатель оплачивает курс, договор считается заключенным (п. 3 ст. 438 ГК).
Содержание оферты зависит от специфики курса. Но в любом случае автор должен указать перечень и объем услуг, которые он оказывает, например график занятий. Еще в оферте должен быть указан механизм возврата оплаты и особенности расторжения договора в одностороннем порядке. Такие оферты нацелены на максимальную защиту автора онлайн-курса. Курс можно купить в соцсетях, например у блогера. Тогда подтверждением заключения договора станет переписка (ч. 2 ст. 434 ГК).
Иногда для регистрации достаточно войти в чат и отправить кодовое слово.

Неустойка, штраф
Часто онлайн-курс, который проводит звезда или известный блогер, не несет в себе ценности: информация собрана из открытых источников, уроки не соответствуют общей теме или лектор рассказывает очевидные вещи. В таких случаях ученик вправе по­требовать деньги назад.
С точки зрения законодательства, онлайн-курс — это услуга, оказанная в дистанционной форме. В теории от него можно отказаться в любое время, согласно ст. 32 Закона “О защите прав потребителей” (“Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ, оказании услуг”). В течение десяти дней организатор курса должен вернуть ученику деньги, а если сроки нарушены, то можно добавить еще и неустойку в размере 3% от суммы долга за каждый день просрочки.
Если дело дойдет до суда, ученик вправе потребовать еще и потребительский штраф. Но придется возместить расходы преподавателю: например, на услуги видеооператора, который помогал записывать курс.

Сам виноват
На практике инфобизнесмены научились обходить юридические нормы, поэтому вернуть деньги по ст. 32 Закона “О защите прав потребителей” получается далеко не всегда. Часто в договоре о покупке онлайн-курса сказано, что услуги считаются оказанными с момента предоставления доступа к обучающим материалам.
Пункт договора, что услуги считаются оказанными с момента предоставления доступа к обучающим материалам, помог одному блогеру выиграть дело против подписчика. Последний купил курс “Корпоративный блогер”, но после этого обнаружил, что материалы онлайн-обучения не соответствуют обещанному и содержат нецензурную лексику. Он подал иск к автору и потребовал вернуть ему уплаченные по договору 130 000 рублей и заплатить потребительский штраф (50% от взысканной суммы). Суд отклонил доводы покупателя и указал, что ответчик исполнил свою обязанность и предоставил доступ, а отказ от договора заявлен после фактического оказания услуги.
Таким образом, если вы поняли, что курс вам не нравится уже после оплаты и получения доступа (например, вам скинули видеоуроки или методичку), воспользоваться ст. 32 Закона “О защите прав потребителей” не получится.

Объяснить, что не так
Всё гораздо сложнее, если в результате обучения жизненный запал так и не нашелся, потенциал не раскрылся, “финансовый потолок” не пробился, а “ресурсное состояние” не вернулось. Потом будет непросто доказать, что нет ощущения вечной пульсации Вселенной, а работа с родовыми программами не принесла результата.
Если решили вернуть деньги за курс, который уже начали проходить, то можно опираться на ч. 1 ст. 29 Закона “О защите прав потребителей” (“Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы, оказанной услуги”). В таком случае можно требовать устранить недостатки или уменьшить стоимость курса. А если речь идет о существенных недостатках, то можно отказаться от обучения и попросить вернуть деньги.
Но при отказе от онлайн-курса нельзя сказать, что он просто не понравился. Нужно объяснить, почему курс некачественный. Например, реальные объем или содержание программы не соответствуют заявленным, не было обещанной обратной связи или изменили график проведения занятий. Хорошо бы еще до оплаты запросить у автора курса документы, где будут зафиксированы программа обучения, уровень преподавателя, график занятий, количество консультаций.

Вплоть до уголовки
Впрочем, инфомошенники часто не боятся гражданских исков: они могут снять деньги со счетов, а на предприятие повесить все долги, обанкротить и ликвидировать. Заявление о преступлении работает лучше: почти все с радостью возвращают деньги пострадавшим, как только появляется риск уголовного преследования.
Коуча можно обвинить в мошенничестве (ст. 159 УК), если он получил от учеников деньги, но доступ к курсу не предоставил. Еще один вариант — был заявлен известный спикер, но договоренностей с ним на самом деле не было.
Если курс оказался некаче­ственным, его программа не соответствовала заявленной, но вернуть деньги за обучение не получилось, можно пожаловаться в госорганы за предоставление недостоверной информации в рамках рекламы (п. 1 ст. 14.3 КоАП). Норма предусматривает штрафы до 2500 рублей для граждан, до 20 000 рублей для должностных лиц и до 500 000 рублей для компаний. Исполнителя накажут, если он обучает без лицензии, хотя его курс подпадает под признаки образовательной программы и отвечает критериям образовательной деятельности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП).

А есть нормальные?
Чтобы выбрать действительно полезный тренинг, нужно внимательно читать оферту и отзывы пользователей. Рекомендуется обращать внимание на автора. У него должно быть профильное образование, аккредитация или лицензия.
Коуч не может гарантировать результат. Если речь идет о психологических тренингах, то автор курса должен работать только со здоровыми людьми. Онлайн-курс не может предлагать работу с острыми состояниями, обострениями, травмами, а также лечение чего бы то ни было. Клиент сам должен понимать, что волшебных таблеток в сфере личностного роста не бывает.  

Судьба курсов
В феврале 2022 года обсуждать проблему начали в Госдуме. Инфобизнесменов планируют вносить в реестр и наказывать за некачественные услуги. Для борьбы с так называемыми инфоцыганами законодатели решили создать рабочую группу. Она изучит возможность изменения нормативной базы для привлечения к ответственности недобросовестных тренеров.
В числе предложений — сертификация услуг онлайн-коучей, новый реестр, обязательный пункт в договорах о возврате средств, если услуга не оказана.
Юристы к такому регулированию относятся неоднозначно. Кто-то оценивает изменение законодательства и дополнительные правовые механизмы защиты прав граждан положительно, другие относятся к таким инициативам с настороженностью. Дескать, общество должно повзрослеть до уровня распознания недобросовестных коучей и инфомошенников самостоятельно.
Как мы поняли, действующее законодательство в принципе имеет достаточно регуляторных механизмов. Но всё же во избежание тяжб лучше “на берегу” хорошенько подумать, нужен ли на самом деле вам тот или иной онлайн-курс.


Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ, президент фонда “Сколково”:
— Я бы к тренингам относился более критично. Такую деятельность, наверное, нужно более четко контролировать. Разумный контроль государства должен быть, порой это приводит к трагичным последствиям.


По закону

Лицензия необходима, если есть нанятые преподаватели, программа обучения, выдаются дипломы или сертификаты. За ее отсутствие граждан оштрафуют на сумму до 2500 рублей, должностных лиц до 5000 рублей, юрлиц — до 50 000 рублей.


Справка

В народе людей, которые продают информационные продукты без практической ценности, называют инфоцыганами. Их часто обвиняют в мошенничестве.




  • Karikaturalichnfinans.jpg
  • Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ, президент фонда  “Сколково”