Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Профессия – чувствовать погоду

Авиационные метеорологи на посту круглые сутки. Фото из личного альбома Н.СофроновойПрофессия – чувствовать погоду Человек труда

Авиационные метеорологи на посту круглые сутки. Фото из личного альбома Н.Софроновой

Наталья Софронова на метеорологической площадке в Чебоксарском  аэропорту у датчика регистратора погоды.Профессия – чувствовать погоду Человек труда

Наталья Софронова на метеорологической площадке в Чебоксарском аэропорту у датчика регистратора погоды.


0

В этом году исполнилось 185 лет гидрометеорологической службе России. 26 апреля 1834 года в Санкт-Петербурге при Корпусе горных инженеров указом императора Николая I были учреждены Нормальная магнитно-метеорологическая обсерватория и ряд ее филиалов. Это учреждение знаменовало собой создание регулярной сети геофизических наблюдений в нашей стране. С этого момента берет начало гидрометео­рологическая служба России.
Сегодня герой нашей рубрики — начальник авиационной метеорологической станции гражданской (АМСГ) в Чебоксарах Наталья Софронова (на фото).

Самолеты зависят от погоды
— Наталья Ануаровна, какую функцию выполняет АМСГ?
— Наше подразделение проводит регулярные наблюдения за метеорологическими параметрами, такими как направление и скорость ветра, видимость, температура и влажность воздуха, атмосферное давление, количество и высота облачности. Информация поступает в центральный компьютер системы и далее передается всем заинтересованным службам с периодичностью в одну минуту. Возможность ошибки техника-наблюдателя здесь сведена к минимуму.
В обязанности синоптика входит отслеживание и прогнозирование погодных условий в районе аэродрома. Синоптик предупреждает об опасных для авиации метеорологических условиях, консультирует экипажи воздушных судов, диспетчеров службы аэронавигации, представителей аэро­дромных служб.
Я ни в коей мере не умаляю значимость решений и профессионализма пилотов, диспетчеров, аэродромных служб, напротив, горда тем, что участвую со своим подразделением в общем важном деле — содей­ствии безопасности полетов.

Моя профессия меня выбрала
— Как вы пришли в эту профессию? Тянуло с детства или случайность?

— Мало кто с детства мечтает стать метеорологом. Я таких людей не встречала. С продуктом синоптика — прогнозом — мы знакомы с детства. Все новости на ТВ заканчиваются прогнозом погоды. Как-то, увидев в газете объявление о наборе студентов в Ростовский-на-Дону гидрометеорологический техникум в 1991 году, я заинтересовалась длинным словом “гидрометеорология”. Пошла и поступила. Так, из простого любопытства я стала студенткой этого техникума. Может, это несерьезный подход к выбору будущей профессии, а может, судьба. Я надеюсь, что это профессия так меня выбрала. Потом был Российский государственный гидрометео­рологический университет в Санкт-Петербурге, работа в Якутии в Оймяконском районе на полюсе холода и с 2005 года в аэропорту Чебоксар.
Таких “путешественников”, как я, среди метеорологов много, видимо, в профессию приходят люди особого склада, возможно, романтики. Мы любим свое дело и гордимся нашей профессией, такой непростой и не похожей на все остальные.
— Расскажите читателям, как вы составляете прогнозы? Интуиция присутствует или все делают компьютеры?
— В помощь современному синоптику приходят новые технологии. Кроме обычной наблюдательной сети метео­станций нашими “глазами” становится сеть ДМРЛ (метеорологический радиолокатор), отслеживающая опасные явления. Спутниковые снимки, которые мы получаем ежечасно, позволяют находить и уточнять расположение фронтов. В последние десятилетия с развитием компьютерных технологий большую популярность и развитие получают математические модели погоды, позволяющие достаточно точно рассчитать прогноз. Разработка сложных моделей атмосферы — одна из главных заслуг метеорологии за последнее столетие. Но как бы современные технологии ни облегчали работу синоптика, интуиция, чутье и опыт должны присутствовать при разработке прогноза.

Погода не знает перерывов и сна
— А какой у вас на работе график? Сколько человек трудится?

— Режим работы метеостанции круглосуточный — погода не знает перерывов и сна. В нашем подразделении шесть синоптиков и пять техников-наблюдателей. Работа сменная: сутки через трое. Техническим обслуживанием метеорологических систем измерений занимается инженер по приборам, налаживанием программного обеспечения —  инженер-электроник.
Все работники нашего небольшого коллектива — квалифицированные специалисты. У многих многолетний опыт работы в системе Росгидромета. Есть синоптики и техники, отмеченные знаком “Почетный работник гидрометеослужбы”. Меня радует, что наш коллектив стал пополняться молодыми кадрами. Так, в 2018 году мы приняли синоптика, окончившего магистратуру в Казанском национальном университете. Отсутствие молодых кадров — проблема для всей гидрометеослужбы России. Выпускники вузов часто остаются в больших городах, где получили образование, — Санкт-Петербурге, Москве, Казани, и необязательно по специальности.

Семья и хобби
— А семья вас не попрекает за такой ненормированный рабочий день?

— Мой будущий муж сам начинал карьеру в системе Росгидромета. Поэтому вопрос по поводу графика никогда не поднимался в нашей семье. К тому же, работая сутками, наши сотрудники потом получают много свободного времени, которое могут по­святить семье или своим увлечениям.
— Чем вы занимаетесь в нерабочее время? Есть ли у вас хобби?
— Пока в семье есть дети-школьники, мамам всегда есть чем заняться. У меня двое сыновей. И хотя они во многом самостоятельные ребята, мне нравится принимать участие в их жизни. Как такового хобби у меня нет, но я всегда любила читать и рисовать. Хожу в библиотеку и иногда рисую для себя. Очень хочу научиться технике декупаж, своими руками декорировать старую мебель и дарить ей вторую жизнь. Вот как раз в ближайшем отпуске этим и займусь.

И в шутку, и в серьез
— Если не секрет, бывали ли у вас во время дежурства напряженные или критические ситуации?
— Напряженные ситуации возникали у каждого синоптика. К этому трудно привыкнуть. Погода бывает непредсказуемой. И каждый раз, когда борт уходит на второй круг из-за невозможности посадки, душа замирает от переживаний за экипаж, пассажиров, которые находятся в воздухе. Мы понимаем, какую опасность несет в себе грозовая облачность, насколько неожиданны бывают фронтальные шквалы, поэтому со всей ответственностью относимся к разработке прогноза опасных явлений.
— А может, были какие-либо курьезные случаи?
— Трудно вспомнить что-то по-настоящему курьезное. Ну вот, к примеру, есть такое оптическое явление гало — световые дуги или окружности вокруг солнца, которые возникают, когда в воздухе во взвешенном состоянии накапливаются в достаточном количестве ледяные кристаллы. Это такое же безобидное явление, как и радуга. Но как-то, работая еще в Якутии, мы наблюдали очень интенсивное гало. Небо было располосовано кругами вокруг солнца — редкая разновидность гало. Красота! Но многие люди испугались и стали звонить в администрацию города, не проводят ли в окрестностях какие-нибудь испытания и можно ли выходить на улицу без ватно-марлевых повязок. На следующий день к нам на метеостанцию приехало телевидение, и мы объясняли людям, что гало безопасно.

Хочу в метеорологи
— Где можно обучиться вашей профессии?

— Ближе всего к Чебоксарам Казанский (Приволжский) федеральный университет, где набирают группу метеорологов. Также изучают метеорологию в университетах Москвы, Перми, Новосибирска, Иркутска, Владивостока. Специализированный университет по гидрометеорологии один — это Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург), в котором получают образование будущие метеорологи, гидрологи, океанологи, экологи.

Позитив
— Что вам дает ваша работа? Не легче ли перевестись туда, где меньшая степень ответственности?
— Мне крайне трудно представить себя в какой-то другой отрасли. Я работаю метеорологом на разных должностях с 1995 года — от простого техника-наблюдателя до начальника. Мы пережили в 90-х годах крайний упадок службы, начало восстановления в середине нулевых. Росгидромет — это служба государственного значения, поэтому все экономические кризисы в полной мере отражаются на ней. Но главное, несмотря на солидный возраст — 185 лет, нам есть куда развиваться.
— Какой ваш жизненный девиз?
— Никогда не думала, что у меня должен быть девиз, но вот мои правила, которым я следую: взялась за дело — делай на максимум, не хватает знаний — учись. Стараюсь не быть равнодушной ни к людям, ни к делу.
— Что бы вы хотели пожелать читателям газеты “Грани”?
— Хочу пожелать читателям хороших новостей, отличного самочувствия в любую погоду, здоровья, добра, удачи! Желаю путешествовать всем жителям Чувашии через нашу воздушную гавань — Чебоксарский аэропорт.

 

Подготовила Татьяна СЕРГЕЕВА
  • Авиационные метеорологи на посту круглые сутки. Фото из личного альбома Н.Софроновой
  • Наталья Софронова на метеорологической площадке в Чебоксарском  аэропорту у датчика регистратора погоды.