Ребенок читает и считает, а говорит плохо. Как помочь?
“Правильная речь — основной критерий готовности к обучению в школе, — говорит логопед детской поликлиники Новочебоксарского медицинского центра Наталия Дербышева. — Любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребенка. Сам
По результатам исследования Центра мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения города Новочебоксарска, проведенного в конце прошлого года, более половины воспитанников подготовительных групп детских садов имели те или иные нарушения речи.
Почему важно справиться с речевыми проблемами до школы, когда пора обращаться за помощью к специалисту и можно ли предупредить отставание в развитии речи, газете “Грани” рассказала логопед детской поликлиники Новочебоксарского медицинского центра Наталия Дербышева.
Родители, говорим правильно!
Освоение речи — важная функция, которая решающим образом влияет на развитие ребенка. Родители обращаются к логопеду, как правило, с одной проблемой: “Мой сын (дочь) выговаривает не все звуки”. Но речь — это более широкое понятие, куда включается не только звуковая сформированность, но и слоговая структура слова, фонематический слух, то есть умение правильно различать звуки, словарный запас, связная речь, грамматическое оформление, темп речи и другие речевые навыки. А это зависит от того, звучит ли в окружении ребенка правильная и разнообразная речь. Нередко мы встречаем взрослых людей, которые долго подбирают слова, не в силах высказать свои мысли, прибегают к жестам, словам-паразитам. И дети дублируют это. Поэтому важно начинать с себя.
Речь развивается на протяжении всей жизни. Все зависит от того, сколько мы читаем, слушаем ли лекции, как часто готовы выходить из зоны комфорта, за пределы бытового и профессионального языка. То же самое у детей. В их словарный запас должны постоянно включаться новые слова, которые они будут активно использовать.
Правильная речь — основной критерий готовности ребенка к обучению в школе. Мамы старших дошкольников часто говорят: “Мой ребенок умеет читать и считать”. Но, по моим наблюдениям, более половины будущих первоклассников имеют несформированную устную речь. Кто-то быстро корректирует дефекты в процессе обучения, если позволяют внутренние резервы и ресурсы ребенка. А другие без помощи специалиста будут сталкиваться с постоянными трудностями.
Родной до иностранного
Причины речевых нарушений разные: это и соматические заболевания ребенка, неврологические отклонения, психические проблемы, неблагоприятные генетические факторы и так далее. Здесь важна ранняя консультация узких специалистов.
Среди внешних факторов риска главным считаю недостаточное внимание родителей к речи ребенка. Современные мамы и папы думают, что важнее как можно раньше записаться в студию по изучению иностранного языка или научить малыша читать. Но нельзя нарушать последовательность: любой иностранный язык вводим только после формирования всех звуков родной речи.
Если ребенка в три года заставляют учить буквы, а он еще не может связать слова в предложение, это тоже неправильно. Конечно, когда дети сами тянутся к азбуке, отнимать ее не надо, но изучайте с ними пока только те звуки, которые они могут воспроизвести.
Не спешите четырехлетку перегружать энциклопедиями, тут тоже важна поэтапность. Больше читайте вместе, а потом дайте ребенку возможность самостоятельно пересказать то, что он услышал. Наша основная цель — развитие самостоятельной речи, а этого не достичь без пересказа, заучивания стихов, сочинения рассказов по картинкам.
Неслучайно с давних времен детям с самого маленького возраста рассказывали сказки, шутки-прибаутки, потешки, которые сопровождались пальчиковой гимнастикой. Внимание малыша было приковано к взрослому, через общение с которым он познавал мир. А сегодня дошкольники часто невнимательны к тому, что происходит вокруг, и слабо понимают, для чего им нужна речь.
В то же время общество предъявляет все более высокие требования. Грамотность речи и богатство языка оценивают и в школах, и при поступлении в вуз, и при приеме на работу, даже если профессия не связана с публичностью. Мы не знаем, какой путь выберут наши дети, но в любом случае незрелость речи может им сильно мешать в будущем. Поэтому надо быть внимательными к речевому развитию ребенка на каждом возрастном этапе. Невозможно в пять лет нагнать то, что надо было получить в три года.
Убираем лишний шум
Еще одна причина речевых нарушений — большая зашумленность среды, в которой растет ребенок. У многих дома постоянно включены телевизор, компьютер, в постоянном доступе смартфоны и другие гаджеты. В итоге дети очень мало находятся в живом диалоге со взрослыми и сверстниками.
На прием к логопедам часто приходят дети, которым уже больше трех лет, а они не могут рассказать ни один, даже самый короткий стишок. Мамы говорят: “А нам в садике не дают стихи”. Если ждать от утренника к утреннику, то развития не будет. Почему нельзя учить стихи дома? Делайте это в игре: вы начинаете строчку, а ребенок заканчивает, потом он начинает — вы заканчиваете.
Во время игры, например, одевая куклу и проговаривая каждое действие, мы пополняем словарный запас дошкольника, помогаем ему понять грамматический строй языка. И одновременно развиваем все психологические процессы: память, внимание, мышление. В этом помогают также сенсорные игры, песочная терапия, логоритмика. Полезны рисование на крупе, перебирание камешков, пальчиковые игры, нанизывание бусин — все, что совершенствует мелкую моторику.
Занимаясь с ребенком, не ругайте его, если что-то не получается. Помните, что все неудачи временны. Сделайте что-то более легкое и не забудьте похвалить. Дайте ребенку понять, что у всех бывают трудности, и это нормально. Еще один совет: не переучивайте леворуких детей. Это усложнит передачу импульсов в мозге и вызовет трудности в обучении.
В три — не рано
На первую консультацию к логопеду ребенка надо привести в три года, чтобы определить, правильно ли развивается его речь, насколько он внимателен, задает ли обязательные в этом возрасте вопросы “почему?” и “зачем?”. Начиная с четырех лет идет корректировка самых простых звуков.
Если визит к логопеду откладывается, вырабатывается привычка говорить неправильно. С каждым годом словарный запас ребенка растет, и в новый словарь внедряются заученные неправильные звуки. Чем дальше, тем сложнее исправить дефект. Кроме этого, после пяти лет ребенок начинает осознавать свои ошибки и может стесняться, избегать общения со сверстниками, что приводит к психологическим проблемам, которые в школе только увеличатся.
Отличный способ предупредить нарушения звукопроизношения — артикуляционная гимнастика. Ее можно начинать тогда, когда ребенок умеет отраженно повторять действия за взрослым. Самая ранняя профилактика слабости мышц артикуляционного аппарата — грудное вскармливание. А вот длительное использование пустышек тормозит развитие речи. Бывает, ребенок в три года ходит с соской, а мама жалуется, что он не говорит. Здесь уже скорее психологический фактор: малыш нуждается в общении, но мама все тревожные моменты заглушает пустышкой. Как же он заговорит?
По моему профессиональному опыту, понимающих, заинтересованных родителей становится больше. Было время, когда было очень сложно убедить маму записать ребенка в логопедическую группу, а сейчас это воспринимается правильно.
Но каждый год количество обращений по поводу нарушений речи растет. А значит, надо увеличивать количество логопедов в детских садах и школах.
Родителям на заметку
Признаки правильного формирования речи у ребенка:
от года до двух лет:
- с каждым месяцем ребенок должен воспроизводить всё большее количество слов;
- комбинировать хотя бы по два слова в фразу;
- задавать вопросы из нескольких слов, проявлять интерес к окружающему;
от 2 до 3 лет:
- почти все может обозначить словами, пользуется фразами из двух-трех слов;
- речь ребенка в основном понятна его близким;
от 3 до 4 лет:
- рассказывает, что делал, чем занимался; говорит легко и без повторов первых звуков (будьте внимательны: это самый чувствительный возраст для появления заикания);
- речь ребенка понимают не только близкие, но и посторонние;
от 4 до 5 лет:
- четко произносит большинство звуков речи;
- говорит предложениями с описанием деталей, рассказывает истории по разным темам;
- связывает слова по определенным правилам, то есть речь ребенка грамматически правильно оформлена.
Похожие публикации
- Продлен прием заявок на Всероссийский отбор лучших практик активного долголетия
- Новые нацпроекты: сохраняем темпы
- Чувашия в лидерах по реализации нацпроектов и федеральных программ за 9 месяцев
- В Чувашии завершено благоустройство 17 из 30 общественных пространств по нацпроекту «Жилье и городская среда»
- Заявка на 58 миллиардов
- С 1 января 2025 года в России стартуют новые национальные проекты по линии здравоохранения