Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Рубль ребенку, два – себе

Нельзя подавать “волонтерам”, которые собирают пожертвования, разгуливая по улицам с ящиком наперевес. Эти деньги наверняка пойдут в карман просящего. Фото из открытых источниковРубль ребенку, два – себе Бумеранг добра

Нельзя подавать “волонтерам”, которые собирают пожертвования, разгуливая по улицам с ящиком наперевес. Эти деньги наверняка пойдут в карман просящего. Фото из открытых источников

На сайте честного фонда всегда можно узнать, как распорядились вашим пожертвованием.Рубль ребенку, два – себе Бумеранг добра

На сайте честного фонда всегда можно узнать, как распорядились вашим пожертвованием.

Директор фонда “Подари жизнь”  Екатерина ШЕРГОВА.Рубль ребенку, два – себе Бумеранг добра

Директор фонда “Подари жизнь” Екатерина ШЕРГОВА.


0

На федеральных телеканалах, в радиоэфирах, печатных и интернет-СМИ то и дело гуляют ролики, где женщины с детьми на руках, сглатывая слезы, просят денег. Среди них, безусловно, есть призывы, которые размещают благотворительные фонды, чьи намерения прозрачны. Но есть реклама, которая вызывает вопросы у миллионов россиян, в том числе и наших читателей. Из более чем 10000 официально зарегистрированных в России благотворительных фондов деятельность лишь единиц доступна глазу обывателя. О том, как не попасться на уловки мошенников и научиться отличать наглых попрошаек от людей, которым не справиться с трудностями без нашей помощи, мы попросили рассказать директора фонда “Подари жизнь” Екатерину ШЕРГОВУ.


С холодной головой
— Екатерина Борисовна, не вызывает сомнения тот факт, что как НКО в целом, так и благотворительные организации в частности занимаются значимой и полезной работой. При этом периодически в прессе появляется информация по сбору средств на лечение детей и взрослых с указанием на то, что помощь не может быть оказана в России или требует оплаты. Проведенные проверки показали, что по ряду таких фактов данная информация не соответствует действительности.
— В Минздраве России предложили тщательнее проверять, на что именно собирают деньги общественные организации. Их представители были удивлены тем, что этот вопрос возникает вновь и вновь. После недоуменных комментариев в СМИ от некоторых НКО в федеральном ведомстве уточнили, что это никоим образом не означает, что все сборы средств, осуществляемые фондами, оцениваются негативно. Более того, Минздрав многократно выражал готовность в случае по­ступления от фондов информации о необходимости сбора средств проверить, действительно ли такая помощь не может быть оказана бесплатно в нашей стране. Однако на практике далеко не все эти “партнеры” занимаются защитой прав граждан. Многие откровенно зарабатывают на сострадании. И самое тревожное, что проверить это очень трудно.
— Расскажите, как работают ваши коллеги разной степени открытости и чест­ности?
— Как правило, благотворительный фонд размещает рекламу либо по социальной квоте, если речь идет о государственных СМИ, либо по безвозмездному договору сотрудничества с коммерческой компанией, если удается договориться. Существует два типа размещения информации о фонде в СМИ: на бесплатной и на коммерческой основе. Крупные известные фонды, в том числе и “Подари жизнь”, за рекламу не платят. Но есть фонды, которые покупают рекламу в СМИ по рыночным расценкам и показывают свои ролики по сбору средств как обычную рекламу. Есть административные расходы фонда. Это зарплата сотрудников, налоги, оплата связи и прочее. Они не должны превышать 20% от прибыли, а у большинства серьезных фондов составляют всего 8-10%. И есть статья, которая называется “продвижение”. Вот ею и пользуются организации, публикующие информацию о себе на условиях обычной коммерческой рекламы. Это не является незаконным, но при этом жертвователи не знают, что половина их пожертвований идет на платное размещение ролика о сборе средств. Конечно, благотворительные организации обязаны регулярно публиковать отчеты о собранных и потраченных средствах на сайте Минюста, но кто из обычных добросердечных людей будет искать и читать эти отчеты? Тем более что найти нужную информацию порой весьма непросто.

Каждый случай уникален
— Но ведь не существует закона, который бы обязывал фонд указывать, что информация о его деятельности размещена на коммерческой основе, это вопрос к СМИ. И печатные издания, как правило, это указывают, а вот электронные и ТВ чаще всего нет, хотя есть и исключения.
— Среди сотрудников фондов на этот счет нет единого мнения. С одной стороны, фонды действительно подвергаются множеству проверок со стороны Минюста, прокуратуры. С другой стороны, критерии отчетности в законе не прописаны, они существуют лишь в виде ведомственных методических писем для бухгалтеров фондов. Но у этих критериев нет статуса закона. По закону от фондов требуют только публикацию годового отчета на сайте Минюста, и все.
Приведу пример. В Санкт-Петербурге зарегистрирован фонд, который платит за рекламу ровно половину своего весьма немаленького бюджета, а речь идет о сотнях миллионах рублях в год. Его ролики часто демонстрируются по федеральным каналам, люди охотно реагируют и жертвуют деньги, но при этом даже не догадываются, что как минимум половина денег идет на рекламу.
Важно запомнить, что появление названия фонда и его героев на экране телевизора не может быть гарантией того, что информация проверена и что все ваши деньги уйдут конкретному персонажу. В подавляющем большинстве случаев да, уйдут, но, может быть, и нет.
— Благотворительные организации в основном собирают средства на лечение и лекарства для своих подопечных, которые государство по разным причинам не финансирует, не производит или его надо слишком долго ждать. Например, пересадка донорских органов ребенку пока возможна только за границей. Или у региона нет денег на приобретение дорогостоящего препарата.
— Инновационные таргетные препараты действительно иногда стоят миллионы рублей, для многих региональных дотационных бюджетов эта ноша непосильна. К примеру, высокотехнологичная помощь на трансплантацию костного мозга от неродственного донора предлагается государством за одну сумму, а на деле же может потребоваться гораздо больше. Тариф такой специализированной высокотехнологичной помощи не учитывает ряд необходимых для пересадки алгоритмов: лабораторное сопровождение, дорогие лекарства, лечение осложнений.

Токсичный сбор
— Говоря о сборах, осуществляемых честным фондом: его сотрудники самостоятельно проверяют все заявки с точки зрения медицинской целесообразности и платеже­способности пациента. А вот мошенники зачастую действуют из расчета на эмоциональный порыв потенциального жертвователя. Как не попасться на их уловки?
— Есть целые группы жуликов, которые специализируются на сборе средств через соцсети, это так называемый токсичный сбор. Как правило, используются манипулятивные технологии: публикуются фотографии детишек в трубках, идет постоянный психологический шантаж жертвователя, наподобие “если не поможете, то ребенок умрет”. Если жертвователь пытается задать уточняющие вопросы, его изгоняют из группы и банят. Отчеты не публикуются либо они липовые.
Все должны отчетливо понимать, что никто эти деньги контролировать не может. У нас множество примеров, когда выясняется, что якобы нуждающегося в помощи человека просто не существует. А если он и существует, то сборы не нужны, потому что собирали на то, что можно вылечить в России. Тут жертвователи вообще не защищены, и мошенники это понимают и занимаются эмоциональным террором. Трудно трезво соображать, когда видишь страдающего ребенка. Люди искренне считают, что те, кто собирает деньги на лечение детей, не могут быть жуликами.

Проверяй!
— Как убедиться в честности фонда? Создание сайта и настройка многоканального телефона сейчас дело нескольких дней.
— Для начала изучите сайт фонда. Если нет учредительных документов, нет адреса или он вызывает сомнения, нет координат для обратной связи, банковских реквизитов, нет отчетности и детальной информации, куда были потрачены деньги, либо она подана так, что разобраться невозможно, тогда лучше не связывайтесь. Важно уточнить, опубликованы ли результаты аудиторских проверок, — для благотворительных фондов ежегодный аудит обязателен.
Благотворитель имеет право не только задать вопрос по телефону или электронной почте, но и запросить документы, подтверждающие обоснованность просьбы и объясняющие, куда было потрачено именно ваше пожертвование.
Помогает также простой поиск в Интернете: что говорят о фонде, не было ли с ним связано каких-нибудь скандалов, какие уважаемые люди или сообщества ему доверяют.
И безусловно, нельзя жертвовать деньги “волонтерам”, которые собирают средства, разгуливая по улицам с ящиком наперевес. Вы в принципе не сможете отследить судьбу своего пожертвования, и вероятность того, что она осядет в кармане просящего и его куратора, практически стопроцентная.

  • Нельзя подавать “волонтерам”, которые собирают пожертвования, разгуливая по улицам с ящиком наперевес. Эти деньги наверняка пойдут в карман просящего. Фото из открытых источников
  • На сайте честного фонда всегда можно узнать, как распорядились вашим пожертвованием.
  • Директор фонда “Подари жизнь”  Екатерина ШЕРГОВА.