Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Сказки лечат и сближают

Книгопутешествие начинается с экскурсии по библиотеке. Фото из архива ДОУ № 1Сказки лечат и сближают Успех каждого ребенка Дошколенок

Книгопутешествие начинается с экскурсии по библиотеке. Фото из архива ДОУ № 1

Татьяна Волкова, воспитатель детского сада “Маленькая страна”Сказки лечат и сближают Успех каждого ребенка Дошколенок

Татьяна Волкова, воспитатель детского сада “Маленькая страна”

Елена Краева, завсектором по массовой работе библиотеки им. Ю.ГагаринаСказки лечат и сближают Успех каждого ребенка Дошколенок

Елена Краева, завсектором по массовой работе библиотеки им. Ю.Гагарина

Людмила Романова, куратор проекта “Подарите детям чтение доброго”Сказки лечат и сближают Успех каждого ребенка Дошколенок

Людмила Романова, куратор проекта “Подарите детям чтение доброго”

“Спасибо, любимая газета “Грани”, за то, что объединяешь семью и детский сад!” — написали нам из ДОУ № 47 “Радужный”. В старшей группе “Звездочка” ждут каждый номер детской газеты “Угадайка Грани”. Воспитанники детсада любят в ней всё, а особенно ребусы. Сказки лечат и сближают Успех каждого ребенка Дошколенок

“Спасибо, любимая газета “Грани”, за то, что объединяешь семью и детский сад!” — написали нам из ДОУ № 47 “Радужный”. В старшей группе “Звездочка” ждут каждый номер детской газеты “Угадайка Грани”. Воспитанники детсада любят в ней всё, а особенно ребусы.


0

Зачем дошкольнику книжки? Городской проект “Подарите детям чтения доброго” отвечает на этот вопрос, приводя неутешительные результаты исследований: менее 4% школьников, по данным на 2018  год, выбирают чтение книги как привлекательный досуг.

Прививка доброты и стойкости
Между тем хорошая книга не только источник знаний. Она может помочь ребенку ответить на многие вопросы, справиться со страхами и проблемами. Именно этот “лечебный эффект” лежит в основе библиотерапевтического проекта, придуманного психологами, воспитателями и библиотекарями.
Чем “лечение книгой” отличается от обычного чтения? Направленностью на коррекцию и профилактику личностных нарушений у детей, отвечают психологи. Проще говоря, читая хорошие книжки, будь то сказки, рассказы или стихи, ребенок получает прививку доброты, терпимости, стойкости против страха, неудач, жестокости.
Литература помогает маленькому читателю и слушателю пережить и осмыслить важные темы, такие как добро и зло, трусость и храбрость, поражение и победа. А еще учит обдумывать свое поведение, оценивать поступки, делать выбор. Снять напряжение, улучшить настроение, повысить самооценку — это все тоже может книга.
По мнению психологов, от того, как и когда произойдет знакомство ребенка с миром книг в раннем возрасте и будет ли оно приятным и желанным, зависит, станет ли чтение книг для ребенка источником познания себя и окружающего мира на всю жизнь или останется навязанной необходимостью на все время учебы в школе.

Чтение как традиция семьи
Так как в жизнь дошкольника художественная литература входит с помощью родителей, без их поддержки воспитателям и библиотекарям не обойтись. И, как правило, они находят ответную заинтересованность. Многие понимают, что семейное чтение дает уникальную возможность выстроить с детьми через мир литературы особые, близкие отношения.
“Активное участие родителей в совместной детской деятельности, будь то игра, рисование, подвижные игры или чтение, позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес к его жизни. А родители в то же самое время учатся лучше понимать его, — отмечает координатор проекта, ведущий специалист отдела психолого-педагогического сопровождения образования Центра мониторинга образования Людмила Романова. — Традиции семейного детского чтения — это кратчайший путь развития эмоциональной близости между детьми и родителями. И если ребятам в детском саду и дома систематически читают хорошие книги, это обязательно даст свои результаты”.
А я думаю так…
Терапия книгой проходит в книжных царствах — библиотеках. Некоторые из ребятишек впервые приходят сюда именно благодаря участию в проекте, и экскурсия по библиозалам оставляет у ребят большое впечатление.
После знакомства с одной из книг, входящей в программу детского чтения проекта, следует важнейший этап книгопутешествия — активное чтение. Дети не просто читают сказку со взрослыми — воспитателем и родителями, но и вместе размышляют, выполняют творческие задания, показывают театральные постановки. Через месяц, на следующей встрече в библиотеке, ребята вместе с педагогом-психологом подводят итог обсуждению книги, делают собственные выводы о характерах героев и их поступках. Случаются и споры.
Разные мнения сложились у юных читателей из детского сада “Маленькая страна” о муравьишке из сказки Виталия Бианки, которую они недавно обсудили на занятии в библиотеке им. Ю.Гагарина. Одни считали его храбрым, другие — трусливым. Рассуждали дошколята и о том, кого можно назвать другом, а кого — нет. В поисках аргументов в пользу своего мнения ребятам приходилось вспоминать детали сказки.
Трудно ли было муравьишке? Длинным ли был его путь? А что было самым интересным? Все вопросы побуждали детей анализировать прочитанное, делиться своим мнением и эмоциями, а игры и занимательные упражнения не давали им заскучать.
На следующем занятии в библиотеке ребята поговорят о сказках Андерсена. Но сначала почитают и поразмышляют над ними со своими мамами и папами. И конечно, им снова будет что обсудить и о чем по­спорить.

 

МНЕНИЯ

Татьяна Волкова, воспитатель детского сада “Маленькая страна”:
— Когда мы рассказали родителям наших воспитанников об этом проекте, они проявили большую заинтересованность. С помощью мам и пап ребята ведут дома читательские дневники, родители со слов детей записывают впечатления о прочитанных сказках, вместе выполняют творческие задания. Мы объявили сбор фотографий, на которых дети и родители читают вместе: готовим фотовыставку.

Елена Краева, завсектором по массовой работе библиотеки им. Ю.Гагарина:
— Внимательное, осознанное чтение, которое предполагает наш проект, помогает дошкольникам понять текст, обдумать его, поразмышлять. Выводы и впечатления юных читателей мы слышим на общем обсуждении произведения. Радует, когда дети высказывают свое мнение, анализируют. И сразу видно тех, кто пришел в проект уже подготовленным, имеет опыт совместного чтения со взрослыми. Такие дети умеют рассуждать, они активнее и смелее других.

Людмила Романова, куратор проекта “Подарите детям чтение доброго”, ведущий специалист отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования:
— Проект реализуется уже третий год, и интерес к нему не уменьшается. Участие детских садов в нем исключительно добровольное, в большей степени зависит от мотивации взрослых (педагогов и родителей) погрузиться в работу по организации активного детского чтения. Формальный подход (просто поход в библиотеку) не даст результата, на который мы надеемся. Само занятие в библиотеке — это итог большой совместной работы, которая проводится в течение месяца в детском саду и дома.
В конце учебного года мы проводим круглый стол, обсуждаем результаты, интересные приемы и методы библиотерапевтической технологии. И активный профессиональный интерес психологов и библиотекарей меня очень радует.

 

Читаем с газетой “Грани”

“Спасибо, любимая газета “Грани”, за то, что объединяешь семью и детский сад!” — написали нам из ДОУ № 47 “Радужный”. В старшей группе “Звездочка” ждут каждый номер детской газеты “Угадайка Грани”. Воспитанники детсада любят в ней всё, а особенно ребусы.

  • Книгопутешествие начинается с экскурсии по библиотеке. Фото из архива ДОУ № 1
  • Татьяна Волкова, воспитатель детского сада “Маленькая страна”
  • Елена Краева, завсектором по массовой работе библиотеки им. Ю.Гагарина
  • Людмила Романова, куратор проекта “Подарите детям чтение доброго”
  • “Спасибо, любимая газета “Грани”, за то, что объединяешь семью и детский сад!” — написали нам из ДОУ № 47 “Радужный”. В старшей группе “Звездочка” ждут каждый номер детской газеты “Угадайка Грани”. Воспитанники детсада любят в ней всё, а особенно ребусы.