Соратник конструктора Алексеева
Среди замечательных людей, живущих в нашем городе, несомненно, не последнее место занимает испытатель судов на подводных крыльях, капитан, технический эксперт Петр БОБРОВ. В интервью с ним, опубликованном в газете семь лет назад (см. “Грани” № 55 за 3 августа 2016 г.), речь шла преимущественно о зарубежных поездках нашего земляка. В этот раз мы поговорили об отечественном судостроении.
Первая встреча
“Идея подводных крыльев, которые поднимали бы судно над поверхностью и за счет уменьшения площади соприкосновения с водой давали бы ему значительную скорость, не нова, она приходила различным изобретателям еще в конце XIX века, — изучил вопрос Петр Иванович.
— Гений конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева заключается в том, что он рассчитал оптимальную форму этих крыльев. Еще в годы Великой Отечественной войны защитил дипломную работу по созданию скоростных катеров на подводных крыльях. Идеи конструктора были признаны перспективными, ему выделили помещения и специалистов на заводе “Красное Сормово” в Горьком”.
После войны Алексеев переключился на создание гражданских судов. Одним из первых стала “Ракета”.
“В 1957 году я был обычным деревенским мальчишкой из Ельникова, вместе со всеми часто бегал на Волгу, — рассказал Петр Иванович. — Мой отец Иван Николаевич работал на реке начальником семафорного поста. Из-за быстрого течения и узкого фарватера в те времена суда на Волге пропускали на нашем участке по очереди: сначала в одну сторону, потом в другую. И вот отцу пришло сообщение, что сверху мимо нас пройдет какое-то особенно быстроходное судно. Он уже сам, видимо, домыслил остальное: что у него будет огромное колесо, обеспечивающее такую скорость, что волной может даже смыть лодки на берегу. Поглазеть на это чудо собралась половина округи.
Само событие впечатлило зрителей не очень. Ну да, скорость “Ракеты” была гораздо выше, чем у обычных шлепающих колесами тихоходов. Но ни мостика, ни колеса, хоть самого маленького, у судна не было. За рулем, как я выяснил уже гораздо позже, стояли сам конструктор Ростислав Алексеев и Герой Советского Союза Михаил Девятаев”.
Работа с Алексеевым
Прошло много лет, прежде чем Петр Иванович снова встретился с известным конструктором и даже поработал в его команде. Наш земляк окончил Ленинградское высшее военно-морское училище, Академию водного транспорта и был направлен в Горький, где впервые увидел Ростислава Евгеньевича лицом к лицу.
За время учебы в Питере Петр Бобров, конечно же, узнал о заслугах Алексеева и воспринимал его тем, кем он и был на самом деле, — гордостью отечественного судостроения. К тому времени Алексеев, доведя до ума идею подводных крыльев, работал над новым проектом — экранопланами, иначе говоря, самолетами, которые скользили над водной гладью с огромной скоростью и держались над ней за счет “экранного” эффекта.
В конце шестидесятых Ростислав Евгеньевич уже успел испытать экраноплан “КМ” (“корабль-макет”), имевший размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлетную массу в 544 тонны. В то время это был самый тяжелый летательный аппарат в мире. Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его “Каспийским монстром” (испытания проходили в Каспийском море). Свой первый полет “Каспийский монстр” совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два летчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полет прошел успешно.
В испытательный центр Алексеева в Каспийске в 1973 году отправился и Петр Бобров.
Одним из первых экранопланов, к штурвалу которого встал наш испытатель, стал десантный “Орленок”. “Он способен взлетать на высоту до 200 метров, — рассказал Петр Иванович. — Но при отрыве больше чем на 10-15 метров экраноплан терял “эффект экрана” и становился обычным самолетом. Кстати, сам конструктор любил повторять, что далеко не любой летчик может водить экранопланы. Это подтвердила и практика. Поначалу пробовали доверять испытание новых моделей летчикам. Но те инстинктивно начинали тянуть штурвал на себя, экраноплан выходил из зоны экрана, что создавало аварийную ситуацию”.
Зато в штатном режиме способности экраноплана были просто потрясающими. Так, “Орленок” мог взлетать при высоте волн до 2 м и развивать скорость 400-500 км/час. Брать на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), “Орленок” мог перебросить их на расстояние до 1500 км.
Это был настоящий ночной кошмар натовских адмиралов того времени: внезапно появляющийся на горизонте то ли корабль, то ли самолет, на который просто никто не успевает отреагировать. Ракетный залп, и авианосец уходит на дно. А у кошмара уже было и имя: ударный экраноплан “Лунь”. Его единственный образец был спущен на воду уже после смерти конструктора, а в 1991 году он вошел в состав Каспийской флотилии.
День вчерашний, день сегодняшний
Ранняя смерть конструктора в 1980 году и последовавшие годы перестройки и упадка всей экономики страны не позволили развить идею флота экранопланов. К слову, сегодня ударные экранопланы есть на вооружении Китая и Ирана. “Возможно, и нам стоит вернуться к моделям, придуманным нашими конструкторами, а идеи Алексеева еще себя далеко не исчерпали”, — говорит защитивший по этой теме диссертацию Петр Бобров.
Фото из домашнего архива П.Боброва
НАША СПРАВКА
Ростислав Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ (1916—1980)Советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призер всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.
Доктор технических наук (1962). Лауреат Сталинской премии (1951), Ленинской премии (1962) и Государственной премии СССР (1984, посмертно). Восемь из каждых десяти скоростных катеров и теплоходов на подводных крыльях в мире — его конструкции.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати