В телевизоре, или Как спрятать жирафа
“Можно я?” Многие предложенные “Кучей малой” задания вызвали настоящий интерес начинающих журналистов. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ
Дать интервью, чтобы речь звучала чисто, — это тоже искусство. Лев из школы № 9, похоже, им уже овладел.
Немного практики, чуть-чуть самоконтроля, и ваша речь тоже может стать гладкой и свободной, как льющаяся песня, без всяких “э-э-э” и то и дело проскакивающих слов-паразитов. Это на своем собственном примере показали воспитанники телевизионной студии “Куча мала” и их наставник Мария ШОКЛЕВА, приехавшие в прошлую среду на очередное занятие “Школы юного журналиста” в качестве экспертов.
Предыстория
Думаю, подробно рассказывать о том, что такое “Куча мала” нет необходимости. Ребята и их наставник известны далеко за пределами республики. Однажды автору этих строк довелось побывать на журфаке МГУ в Москве, когда там подводили итоги всероссийского конкурса детских СМИ, и наша “Куча мала” не просто не затерялась в этой толпе, но и взяла несколько призов и, честно говоря, произвела впечатление на жюри.
В разные годы студия, существующая уже девятый год, выпускала различные детские программы на тех или иных каналах. Среди них “Бухты-барахты”, новости “Акил бупсер”, а также сама “Куча мала”. Сегодня студия ведет свой интернет-канал “Куча новостей”, а еще буквально на днях презентует фильм-сказку, снятый с участием детей и для детей.
А начиналось всё, рассказала Мария Владимировна, около 20 лет назад, когда из-за “детского” голоса ее определили в детскую журналистику, и та стала настоящим призванием.
Работа в кадре
И первый лайфхак от гостей был следующим: получайте удовольствие от того, что находитесь в кадре, балдейте от себя самого, ведь чтобы тебя полюбили зрители, нужно не только демонстрировать, но и испытывать уверенность. Внутреннюю зажатость или стеснение зритель сразу почувствует, поэтому, как бы это банально ни звучало, принимайте себя таким, какой вы есть.
Затем Мария Шоклева передала слово своим воспитанницам. Опытом работы в кадре поделилась Вика. “Никогда не заучивайте текст наизусть, — сказала она. — Сначала вам будет казаться, что только так вы сможете произнести всё гладко и ничего не забыть. Но при работе в прямом эфире что-то всегда может пойти не по плану, и перестраиваться при этом бывает очень сложно, поэтому небольшая импровизация оказывается лучше”.
Еще один совет касался речи. “Тренироваться можно и не будучи в кадре, — рассказала Вика. — Например, когда вы идете по улице и рассказываете другому человеку, а возможно, даже и себе то, что видите вокруг. Главное, не бубнить себе под нос, а говорить, широко раскрывая рот и следя за артикуляцией”.
Упражнения для “ящика”
В арсенале юных телевизионщиков оказался целый набор различных упражнений для ума и для тела. Например, прием “Пончики и блинчики” в паре тренирует быстроту реакции, игра “На дне морском” в игровой форме позволяет провести артикуляционную гимнастику.
Собравшимся юным журналистам понравилось еще одно задание. В обычный рассказ, например, о буднях “Школы юных журналистов” или о проведенных каникулах нужно было вставить “секретное” слово, не имеющее никакого отношения к теме повествования. Например, в одном случае это было слово “жираф”, в другом — “удлинитель”. Рассказчик должен был сделать это так, чтобы слушатели не догадались, какое слово было загадано. Ребята наперебой хотели попробовать, и некоторым даже удалось запутать остальных. По крайней мере, “жирафа” в рассказе они “выловили”, а вот “удлинитель” уже нет.
Нестандартное креативное мышление юнкоры потренировали, пытаясь придумать подпись к забавной картинке.
Только к концу занятия многие школьники, особенно младшего возраста, стали понимать, что работа в кадре — это не легкое сиюминутное развлечение, она требует работы над собой, своей речью, словарным запасом. Но это было еще далеко не всё.
Работа за кадром
О работе за кадром рассказали еще две воспитанницы медиастудии “Куча мала”. Занимаются они еще не так долго, как Вика, и выступление перед аудиторией для них пока является настоящим испытанием. Тем не менее обе с задачей справились. Одна, по имени Анна, осваивает специальность оператора. В этом качестве она даже побывала на профильной смене для юных журналистов во всероссийском лагере “Артек”. Собравшимся Анна поведала о том, какие планы, от дальнего до детального, используются на съемках.
Другая, Екатерина, пробует свои силы в монтаже видеороликов. Программа Cupcat позволяет делать это не только на компьютере, но и на смартфоне.
В завершение Мария Шоклева предложила ребятам начать сотрудничество с “Кучей малой” и присылать свои ролики, снятые про события своей школы, на адрес студии в интернете.
Лучшее, конечно, впереди
Таким стало первое знакомство “Школы юного журналиста” с миром детского (и не только) телевидения. Думаю, мы к этой теме еще вернемся, а пока напоминаем, что занятия проходят каждую неделю в детско-юношеской библиотеке (начало в 16 часов) по ул. Советской, 24, и впереди нас ждет еще немало интересного. На следующем занятии координатор Лиги юных журналистов РФ в Чувашии Евгений Суховей расскажет об особенностях работы школьных СМИ. Присоединяйтесь!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати