Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

В телевизоре, или Как спрятать жирафа

“Можно я?” Многие предложенные “Кучей малой” задания вызвали настоящий интерес начинающих журналистов. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙВ телевизоре, или Как спрятать жирафа Школа-пресс Школа юного журналиста

“Можно я?” Многие предложенные “Кучей малой” задания вызвали настоящий интерес начинающих журналистов. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ

Дать интервью, чтобы речь звучала чисто, — это тоже искусство. Лев из школы № 9, похоже, им уже овладел.В телевизоре, или Как спрятать жирафа Школа-пресс Школа юного журналиста

Дать интервью, чтобы речь звучала чисто, — это тоже искусство. Лев из школы № 9, похоже, им уже овладел.

Упражнение “Пончики и блинчики” развивает быстроту реакции.В телевизоре, или Как спрятать жирафа Школа-пресс Школа юного журналиста

Упражнение “Пончики и блинчики” развивает быстроту реакции.


0

Немного практики, чуть-чуть самоконтроля, и ваша речь тоже может стать гладкой и свободной, как льющаяся песня, без всяких “э-э-э” и то и дело проскакивающих слов-паразитов. Это на своем соб­ственном примере показали воспитанники телевизионной студии “Куча мала” и их наставник Мария ШОКЛЕВА, приехавшие в прошлую среду на очередное занятие “Школы юного журналиста” в качестве экспертов.

Предыстория

Думаю, подробно рассказывать о том, что такое “Куча мала” нет необходимости. Ребята и их наставник известны далеко за пределами республики. Однажды автору этих строк довелось побывать на журфаке МГУ в Москве, когда там подводили итоги всероссийского конкурса детских СМИ, и наша “Куча мала” не просто не затерялась в этой толпе, но и взяла несколько призов и, честно говоря, произвела впечатление на жюри.
В разные годы студия, суще­ствующая уже девятый год, выпускала различные детские программы на тех или иных каналах. Среди них “Бухты-барахты”, новости “Акил бупсер”, а также сама “Куча мала”. Сегодня студия ведет свой интернет-канал “Куча новостей”, а еще буквально на днях презентует фильм-сказку, снятый с участием детей и для детей.
А начиналось всё, рассказала Мария Владимировна, около 20 лет назад, когда из-за “детского” голоса ее определили в дет­скую журналистику, и та стала настоящим призванием.

Работа в кадре
И первый лайфхак от гостей был следующим: получайте удовольствие от того, что находитесь в кадре, балдейте от себя самого, ведь чтобы тебя полюбили зрители, нужно не только демонстрировать, но и испытывать уверенность. Внутреннюю зажатость или стеснение зритель сразу почув­ствует, поэтому, как бы это банально ни звучало, принимайте себя таким, какой вы есть.
Затем Мария Шоклева передала слово своим воспитанницам. Опытом работы в кадре поделилась Вика. “Никогда не заучивайте текст наизусть, — сказала она. — Сначала вам будет казаться, что только так вы сможете произнести всё гладко и ничего не забыть. Но при работе в прямом эфире что-то всегда может пойти не по плану, и перестраиваться при этом бывает очень сложно, поэтому небольшая импровизация оказывается лучше”.
Еще один совет касался речи. “Тренироваться можно и не будучи в кадре, — рассказала Вика. — Например, когда вы идете по улице и рассказываете другому человеку, а возможно, даже и себе то, что видите вокруг. Главное, не бубнить себе под нос, а говорить, широко раскрывая рот и следя за артикуляцией”.

Упражнения для “ящика”   
В арсенале юных телевизионщиков оказался целый набор различных упражнений для ума и для тела. Например, прием “Пончики и блинчики” в паре тренирует быстроту реакции, игра “На дне морском” в игровой форме позволяет провести артикуляционную гимнастику.
Собравшимся юным журналистам понравилось еще одно задание. В обычный рассказ, например, о буднях “Школы юных журналистов” или о проведенных каникулах нужно было вставить “секретное” слово, не имеющее никакого отношения к теме повествования. Например, в одном случае это было слово “жираф”, в другом — “удлинитель”. Рассказчик должен был сделать это так, чтобы слушатели не догадались, какое слово было загадано. Ребята наперебой хотели попробовать, и некоторым даже удалось запутать остальных. По крайней мере, “жирафа” в рассказе они “выловили”, а вот “удлинитель” уже нет.
Нестандартное креативное мышление юнкоры потренировали, пытаясь придумать подпись к забавной картинке.
Только к концу занятия многие школьники, особенно младшего возраста, стали понимать, что работа в кадре — это не легкое сиюминутное развлечение, она требует работы над собой, своей речью, словарным запасом. Но это было еще далеко не всё.

Работа за кадром
О работе за кадром рассказали еще две воспитанницы медиа­студии “Куча мала”. Занимаются они еще не так долго, как Вика, и выступление перед аудиторией для них пока является настоящим испытанием. Тем не менее обе с задачей справились. Одна, по имени Анна, осваивает специальность оператора. В этом качестве она даже побывала на профильной смене для юных журналистов во всероссийском лагере “Артек”. Собравшимся Анна поведала о том, какие планы, от дальнего до детального, используются на съемках.
Другая, Екатерина, пробует свои силы в монтаже видеороликов. Программа Cupcat позволяет делать это не только на компьютере, но и на смартфоне.
В завершение Мария Шоклева предложила ребятам начать сотрудничество с “Кучей малой” и присылать свои ролики, снятые про события своей школы, на адрес студии в интернете.    

Лучшее, конечно, впереди
Таким стало первое знакомство “Школы юного журналиста” с миром детского (и не только) телевидения. Думаю, мы к этой теме еще вернемся, а пока напоминаем, что занятия проходят каждую неделю в детско-юношеской библиотеке (начало в 16 часов) по ул. Советской, 24, и впереди нас ждет еще немало интересного. На следующем занятии координатор Лиги юных журналистов РФ в Чувашии Евгений Суховей расскажет об особенностях работы школьных СМИ. Присоединяйтесь!

  • “Можно я?” Многие предложенные “Кучей малой” задания вызвали настоящий интерес начинающих журналистов. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ
  • Дать интервью, чтобы речь звучала чисто, — это тоже искусство. Лев из школы № 9, похоже, им уже овладел.
  • Упражнение “Пончики и блинчики” развивает быстроту реакции.