Звенела одежда, звенели КамАЗы
Вчера исполнилось 38 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Она была не первой, но одной из самых крупных по последствиям в мире. Именно после Чернобыля человечество задумалось о том, что к вопросам безопасности при использовании “мирного атома” следует относиться предельно серьезно.
У памятника ликвидаторам радиационных катастроф прошел митинг, посвященный траурной дате. На него собрались ликвидаторы Чернобыльской аварии и члены их семей. Председатель общественной организации “Союз Чернобыль” Михаил Павлов отметил, что из 463 новочебоксарцев, принимавших участие в ликвидации последствий той аварии, нынче в живых остаются лишь около 100 человек.
Любовь Васильева, вдова ликвидатора: “Моего мужа звали Валентин Витальевич. Он работал токарем на кирпичном заводе. В Чернобыль его направили от предприятия в 1987 году. Работал он там в опасной зоне. В командировке он пробыл два месяца и вернулся домой уже больным. Ушел из жизни в 1999 году, было ему всего 50 лет”.
Иван Иванович, ликвидатор: “На Чернобыльскую АЭС я поехал в июне 1986 года. Работал в “Сантехмонтаже”. Меня вызвали в военкомат, направили в зону аварии по повестке. Пробыл там четыре месяца.
Воспоминания чернобыльцев — ликвидаторов аварии
В ликвидации последствий аварии участвовали около 800 тысяч человек, в том числе 463 новочебоксарца. В канун траурной даты участники тех страшных событий поделились своими воспоминаниями.
Михаил Павлов, председатель общественной организации “Союз Чернобыль”: “В Чернобыль люди попадали по-разному. Например, наши земляки Юрий Смирнов, Василий Матвеев и Александр Ланг в то время служили в рядах Советской армии. Это позже издадут приказ о том, что в ликвидаторы следует брать людей старше 35 лет, уже имеющих семью и как минимум двоих детей. В самом начале о разрушительном воздействии радиации то ли не знали, то ли не задумывались. Так двадцатилетние ребята оказались у стен ядерного реактора.
С 1986-го по 1990 год на устранение последствий аварии из Чувашии на Чернобыльскую АЭС были откомандированы около 2 тысяч жителей Чувашии. Первая колонна автомобилей с АТП № 6 отправилась в сторону Украины уже в начале мая. Кроме того, в командировку были направлены четыре медицинских работника из “химпромовской” больницы Новочебоксарска”.
В 1986 году Нагиз Миннуллин работал водителем АТП № 6: “Я попал в партию, в которой от нашего предприятия откомандировали шесть машин и 12 человек. На месте аварии сооружали бетонный саркофаг, который должен был укрыть зияющую рану Чернобыля от окружающего мира. Для этого нужно было очень много бетона. Мы возили его днем и ночью, без остановки.
А отдыхали так: пока одни водители работают за баранкой, другие спят. Потом менялись местами. Жили в бывшем пионерском лагере. Поначалу было страшно, а потом привыкли. Облучения не видно, не слышно. Пока прибором не определишь — не поймешь”.
И все же последствия от облучения были. У кого-то они проявились сразу, как у пожарных, тушивших пожар в ту злополучную апрельскую ночь. Они умерли кто через день, кто через неделю.
Ликвидаторы аварии из Новочебоксарска тоже пострадали, многих из них уже нет в живых. Нагиз Миннуллин отмечает: “До 1990 года с ребятами мы встречались постоянно в стационарах: там болит, тут болит. Потом чернобыльцев прикрепили к одной хорошей больнице. Что еще скажу... После Чернобыля у ликвидаторов аварии в Новочебоксарске родился 121 ребенок. Из них шесть человек — инвалиды с детства”.
Людмила ВОЕВОДОВА, студентка 5 курса журфака ЧГУ
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Шагнувшим в атомное пекло посвящается...
- «Химпром» почтил память ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС
- Глава администрации Новочебоксарска принял участие в митинге, посвященном годовщине катастрофы на ЧАЭС
- Горький вкус Чернобыля. 26 апреля исполняется 35 лет со дня аварии на ЧАЭС
- В Чувашии более тысячи «чернобыльцев» получают выплаты по линии ПФР
- Смена в тридцать секунд