Что изменится в России с 1 сентября 2024 года

Удостоят гордого имени “молоко”

11

В середине июня Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон “Технический регламент на молоко и молочную продукцию”. Документ вступит в законную силу через шесть месяцев — после 20 декабря. Однако покупатели, поддавшись шумихе в СМИ, уже рассматривают ценники, надписи на упаковке, пытаясь найти различия в словах “нормализованное”, “восстановленное”. Гадают, что будет после даты икс с молоком, которое, как ни странно, неделями не портилось в холодильнике, и как изменится его цена?

 

В рационе россиян сегодня молоко и молочные продукты занимают третье место после хлеба и картошки. И первое — в детском питании. Не удивительно, что качеством прежде всего этого продукта, его без­опасностью озаботились на самом высоком уровне. Оговаривается также вопрос маркировки молока и продуктов его переработки.
Уже через полгода после того, как закон вступит в силу, названия “молоко”, “творог”, “сгущенка”, “масло” нельзя будет писать на упаковках, если в составе этих продуктов присут­ствует хотя бы один процент порошкового молока, и тем более растительные жиры. Все молочные продукты будут поделены на три группы. Первая — натуральные, при изготовлении которых ничего, кроме молока, не применялось. Вторая — составные молочные продукты, тоже производятся исключительно из натуральных ингредиентов, но не только молочных (например, творог с орехами, йогурт с ягодами). Причем добавок не должно быть больше 50 процентов от общей массы.
И, наконец, третья группа — молокосодержащие, в них произведена частичная замена молочных жира и белка на немолочные. В эту группу войдут и молоко порошковое, информацию о котором изготовитель наносит сейчас мелкими буквами — “восстановленное”, и обогащенное полезными добавками. Разбавляя в воде сухой концентрат, добавляя в природный продукт витамины и микроэлементы, производители обязаны будут отнять у него гордое имя “молоко” и назвать молочным напитком.
То же самое и с маслом. Закон не допускает применение понятия “масло” при маркировке пасты масляной и спреда сливочно-растительного. Есть пункт и о мороженом: нельзя называть его “молочное”, “сливочное”, “пломбир”, если в состав входит растительный жир.
Покупатель должен знать, что за продукт он приобретает. В настоящее же время, по данным Роспотребнадзора, только 7 процентов масла коровьего продается именно как настоящее масло. Остальные 93 процента или комбижир, или маргарин, или суррогат. И по поводу мороженого изготовители лукавят. Вчитайтесь в этикетки “сливочного”. Это “растительное” мороженое,  не известно, где такое растет, одно ясно — невкусное, приторное, способное отбить у детворы охоту и любовь к настоящему лакомству.
Больше всего при обсуждении проекта регламента страсти полыхали по поводу молока: не исчезнет ли оно из магазинов, не заполонит ли прилавки молочный напиток? Нет. По статистическим данным, лишь 13 процентов общероссийского объема молока готовят из порошка.
Побывавший в начале июня в Чувашии первый заместитель Председателя Правительства  РФ Виктор Зубков специально изучил этот вопрос: на молочном комбинате “Чебоксар­ский”, как выяснилось, продукция производится преимуще­ственно из сырого молока, сухое используется лишь для  изготовления йогуртов, и его доля составляет всего 0,7 проц. от общего объема сырья. Ядринский молокозавод вообще работает только на натуральном сырье, технология производства такая. Нормализованное молоко именно этих предприятий, которое по “молочному регламенту” будет называться “питьевым молоком”, и пользуется сейчас спросом у новочебоксарцев.
Техрегламент, считают законодатели, будет стимулировать производителей к переходу на новые технологии, на выпуск продукции, отвечающей мировым стандартам качества. То есть благодаря новому закону покупателям, возможно, удастся приобретать в магазине и “сырое молоко”, “цельное молоко”, подвергнутые минимальному воздействию на перерабатывающем предприятии. Цена на эти продукты, скорее всего, окажется выше, зато молочные напитки, считают эксперты, могут даже подешеветь. При продаже молока на рынке продавцы обязаны будут предъявить документы, выданные ветеринарной службой и подтверждающие безопасность сырого молока, а также довести до потребителей информацию о необходимости обязательного его кипячения.
Закон о молоке — это лишь первая ласточка в борьбе за качество и безопасность пищевых продуктов. В настоящее время в Госдуме находятся еще 11 проектов технических регламентов. На очереди принятие законов о чистой воде, табаке, соках. Регламент о соках Государственная Дума уже приняла на днях во втором чтении. Интересно будет узнать, из чего же произведены “натуральные” напитки, которыми завалены прилавки?
Светлана СМИРНОВА.