Чтобы “шапка” не осталась “сапкой”
Вашему ребенку исполнилось 2-3 года. Говорит ли малыш? На этот вопрос некоторые родители отвечают спокойно: “Почти не говорит — маленький, научится еще!”
Неправильное произношение звуков у малышей — естественная особенность детской речи, но нередко перерастающая в речевой недостаток. К логопедам часто обращаются за помощью, лишь когда ребенок достигнет школьного возраста. Тогда и дети начинают довольно остро реагировать на свой дефект, а многие испытывают трудности и в овладении грамотой. Представьте себе первоклассника, который произносит слово “шапка” как “сапка”, а “рама” как “лама”. Недостатки произношения ребенок переносит на письмо, то есть пишет, как произносит.
Ошибки в произношении звуков объясняются несовершенством органов речи и обычно к 5-6 годам исчезают самостоятельно. Но могут и не исчезнуть. Поэтому важно вовремя принять меры.
Усвоение звуков происходит от 3-х до 5 лет. Сначала появляются гласные: а, о, у, и; согласные: п, б, м, т, д, н, ф, в, к, г. Затем — э, ы, х. Они, как правило, усваиваются малышами и произносятся отчетливо к 2-3 годам. К 4-5 появляются ш, ж, ц, ч, щ, затем — л, р, рь. В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваивают все звуки.
Чтобы преодолеть неправильное произношение, с ребенком надо чаще общаться. При этом следить за своей речью: говорить неторопливо, понятно, ни в коем случае не подделываться под ребенка, не искажать звуки. При ошибке следует поправить ребенка, но без насмешек, а медленно произнося слова, выделяя голосом неправильно названный звук. Если и при повторении ребенок неправильно произносит звук, не следует заострять на этом внимание.
Нельзя ускорять и темп речевого развития, например, требовать от 2-3-летнего карапуза правильного произношения звуков ш, ж, ч, щ, р, л, которые формируются в более позднем возрасте. Это может привести к полному отказу ребенка говорить.
Обратите внимание, если 2-3-летний малыш неправильно произносит гласные звуки и согласные м, н, п, б, т, д, в, ф, к, г, х; в его речи отсутствуют звуки к-г или происходит их замена на т-д, тогда нужны специальные логопедические занятия.
В этом возрасте он должен овладеть и активной речью, то есть использовать в разговоре существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и сочетать их в роде, числе и падеже. Надо побуждать ребенка отвечать и говорить предложениями из двух-трех слов, а затем и из четырех. Если малыш в этот период заговорит активно, то это положительно скажется на всем его психическом развитии.
Оксана ИЛЬИНА, учитель-дефектолог детского сада № 48.
Комментарии