Не делайте из ребенка монстра!
Всем известно, что ребенка следует любить не за что-то, а просто так. От той дозы любви, которую человек получит в детстве, зависит вся его дальнейшая жизнь и его способность любить себя и других. Нужно учиться слушать и слышать свое чадо, уважать его желания и не требовать невыполнимого.
Витя с детства был предоставлен сам себе. Родители обращали на него внимание только в те редкие дни, когда были трезвы. И тогда начинали заниматься “воспитанием” — раздавали щелчки по каждому поводу или ругали за каждую мелочь, иногда и нецензурно. Мальчик сделал для себя вывод: если хочешь выжить — надо драться. И он дрался, ругался. Все чаще родителей вызывали в школу, а они не являлись. На заседания комиссии по делам несовершеннолетних, где Витя состоял на учете, они тоже не приходили, ограничиваясь уплатой штрафов. Наконец дошло до того, что Витя в компании себе подобных ограбил киоск. Украли ящик пива и блок сигарет, а когда его задержали, вел себя вызывающе. Итог — Витю поместили в специнтернат на три года. Что будет с ним дальше? Какая жизнь его ждет?
Другая крайность — на ребенка обращают столько внимания, так захваливают, что он в дальнейшем всю жизнь будет искать подтверждение того, что он самый лучший. А если не найдет?
Оля была единственным ребенком в семье. На всех домашних праздниках Олечку, нарядно одетую и причесанную, просили спеть или рассказать стих, после чего долго хлопали и хвалили. Наступила школьная пора, и по итогам учебы в 1-м классе портреты нескольких учеников вывесили на Доску почета. Утром учительница обнаружила, что фото лучших раскрашены черным фломастером, а в классе сидела одна единственная ученица, пришедшая раньше всех. Это была Оля.
Часто вижу в магазине картину: малыш, упав на пол, визжит и бьется в истерике, требуя купить ему игрушку или сладость. Но более взрослые дети часто капризничают, изображая больного, обиженного. Что здесь родители сделали не так? Что нужно делать, чтобы избежать перекосов в воспитании? Позвольте дать несколько советов.
Если вам не нравится поведение ребенка, критикуйте только определенные поступки, но никогда не выносите приговор его личности. Замените фразу “ты плохой” на “это не очень хорошо”. Помните, как корабль назовешь, так он и поплывет.
Будьте с ребенком откровенны. Не скрывайте от него свои чувства и какие-то факты и события, имеющие к нему отношение, позволяйте ощутить отрицательные последствия своих действий или бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным. Не запрещайте ребенку выражать свои чувства, какими бы они ни были. Не ругайте его за это, а попытайтесь разобраться, чем они вызваны.
Будьте последовательны в общении с чадом. Нет ничего хуже, чем выдвигать противоречивые требования или что-либо разрешать, всем своим видом показывая, что вас это коробит.
И последнее. Не считайте ребенка своей собственностью. Это личность, которая не обязана жить в соответствии с вашими представлениями о том, как надо жить.
Галина ГРЕБНЯКОВА, социальный педагог РГУ “Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних”.