Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Из крайности в крайность

picture-family.jpgИз крайности в крайность Мамина-папина школа

picture-family.jpg


Семья — самый главный педагог. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. То, что малыш приобретает в ней, он сохраняет в течение всей жизни.
Семья может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка. Положительное воздействие состоит в том, что ни­кто, кроме самых близких людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Например, родные Вани (здесь и далее имена изменены), даже несмотря на страшный диагноз врачей — необучаем, не оставляют попыток привить хотя бы элементарные умения и навыки, не жалея при этом ни времени, ни денег, ни любви.
Вместе с тем никакой другой социальный ин­ститут не может нанести столько вреда, сколько семья. Например, такая, где родители пьют. Здесь ребенок не чувствует той эмоциональной без­опасности, которая должна быть у него с самого младенчества, он остается без должного внимания отца и матери, предоставлен самому себе. Кем вырастет он, видя перед собой пример родителей-пьяниц?
К сожалению, таких семей очень много. Например, родители Данилы, который посещает наш Центр, постоянно пьют, забывая не то что позаниматься с ребенком, но даже о том, что он хочет есть, что ему нужна если не новая, то чистая одежда. Такая же ситуация и в семье Сергея, с разницей лишь в том, что мальчика хоть чем-то кормят.
Другой крайностью в системе семейного воспитания является гиперопека. Родители ограждают ребенка от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. И, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки к жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными.
Примеры таких семей существуют, хоть и встречаются реже. Так, мама Даши, у которой ДЦП, постоянно возит дочь в коляске (так легче и быстрее), притом что девочка, хоть и медленно и с поддержкой, способна ходить сама. А если мама проходила бы с девочкой хотя бы несколько метров самостоятельно каждый день, возможно, Даша уже не нуждалась бы в коляске.
Конечно, чаще в семьях, столкнувшись с такой проблемой, делают все, чтобы ребенок начал ходить самостоятельно. Девочки Юля и Маша, также посещающие наш Центр, похожи не только диагнозом — детский церебральный паралич, но и тем, что имеют прекрасных матерей, которые постоянно занимаются с ними и прилагают огромные усилия, чтобы развить самостоятельность и воспитать их как полноценных членов общества. Результат налицо: Юля, еще год назад не умеющая ходить, начала самостоятельно передвигаться на тренажере. А Маша, ощущая постоянную поддерж­ку мамы, освоила компьютер и уже неоднократно получала грамоты за свои работы.
Мамы и папы, не забывайте: ваше собственное поведение — самое важное в воспитании. Не думайте, что вы влияете на ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как говорите с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как обращаетесь с друзьями и недругами — все имеет для ребенка большое значение.
А если дома вы грубы или хвастливы, или пьян­ствуете — вы тоже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие советы и методы самых лучших педагогов вам, увы, не помогут.

Людмила СОКОЛОВА, педагог-психолог РГУ “НСРЦН”.
  • picture-family.jpg