Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Хозяйка детского сада

© Фото Анастасии ГРИГОРЬЕВОЙХозяйка детского сада детсад

© Фото Анастасии ГРИГОРЬЕВОЙ


В трудовой книжке Надежды Ермаковой указаны всего два места работы. Первое — детский сад № 36, второе тоже детский сад, только номер другой — 28-й.
В “Дюймовочку” Надежда пришла сразу после окончания Чебоксарского педагогического училища по направлению. А во второй детсад, “Ёлочку”, ее перевели спустя 17 лет. С тех пор она заведующая, занимается всеми проблемами большого дома, который посещают 85 детишек самого разного возраста, каждому из них нужны и внимательный взгляд, и доброе отношение, и постоянная забота.
О том, что почти вся трудовая биография уместилась всего в две строки, Надежда Геннадьевна ни­сколько не жалеет и даже гордится. В том числе и тем, что в самые трудные времена не сломалась, не ушла, наоборот, терпеливо работала каждый день. А радость от общения с детьми и коллегами, которые в любую минуту готовы помочь и поддержать, гордость мужа и родных детей за успехи мамы — не это ли счастье?

— Поделитесь своими воспоминаниями о детском саде.
— Меня в детсад родители не водили. Когда маме дали путевку для меня в старшую группу, она решила, что будет лучше, если в сад пойдет сестренка, а я, мол, взрослая уже, самостоятельная. Вот ее и водила в сад.
Приходилось часто приводить и забирать, но я не отлынивала от своих обязанностей. Даже наоборот, мне очень нравилось. Нравился запах детского сада, детей, еды. До сих пор ощущаю его. Детсад — это тепло, уют, неж­ность, ласки.
В школе мечтала стать учителем, но поступила в педагогическое училище на дошкольное отделение. Студент­кой вышла замуж, а окончила уже с дочкой Катей. С ней же пришла устраиваться в детский сад № 36, он находился рядом.
Проработала воспитателем 17 лет. В течение пяти лет исполняла обязанности заведующего. В те времена, похоже, меня и заметили в управлении образования Новочебоксарска. К тому же тогда я окончила заочное отделение историко-филологиче­ского факультета ЧГУ.
Учиться дальше пошла потому, что очень хотелось все-таки стать учителем, эта мечта долго во мне жила. Я была уверена, что как только получу диплом, сразу же пойду в школу. Но когда побывала на практике целый месяц, проверяя бесконечные тетради, поняла, это не мое. И... осталась в дет­ском саду.
— Почему?
— Даже не знаю. Возможно, привыкла работать с маленькими детками и общение с ними для меня было более приятным. Малыши ведь невредные, врать еще не умеют, очень ласковые и добрые. А в школе они уже со­всем другие...
— Правда, что “яблоко от яблони недалеко падает”?
— Нет, неправда. Иногда яблоко падает очень далеко от яблони. Порой бывает, что семья неблагополучная, а ребенок при этом умный, культурный. Про некоторых детей можно даже в нежном еще возрасте сказать “интеллигентный”. Есть такие. Хотя и говорят, “как зеркало глядят они в своих родителей”. Но это не всегда так бывает.
— Плохие дети в детском саду есть?
— Плохих детей не бывает, есть плохие родители, которые упускают время, когда надо с малышами общаться, воспитывать и вести их за руку. А когда этот момент потерян, то и дети в другую сторону смотрят.
Сегодня папы и мамы “зависают” в Интернете. Они больше с друзьями общаются “ВКонтакте”, там же находят себе развлечения. Детей, чтобы не мешали, тоже сажают за компьютер. А за ним время летит быстро и незаметно, многие родители так теряют связь с детьми.
Конечно, есть и другие родители, всех под одну гребенку не стоит грести. Есть очень ответственные мамы и папы, которые понимают, что не только будущее их детей, но и их собственное полностью зависит от того, как они сегодня воспитывают, чему учат, какие качества прививают.
— А есть дети, которых хочется пожалеть?
— Да, конечно. Очень жаль, что им достались не самые лучшие родители. Часто прошу воспитателей быть внимательными к таким детям.
Наш сад посещают малыши или инфицированные туберкулезной палочкой, или имеющие увеличенное Манту, или же контактировавшие с туберкулезными больными. Есть и переболевшие.
Поступают дети к нам по направлению фтизиатра. Они не могут заразить никого, просто находятся в группе риска. У них сниженный иммунитет, поэтому нуждаются в особом уходе и отношении. Упор делается на здоровьесберегающие технологии и питание. В рационе больше мяса, масла, творога. Меню высококалорийное.
Некоторые думают, что туберкулез — болезнь людей, опустившихся на дно. Это, возможно, так, но инфицированными могут быть и дети из вполне благополучных семей.
Больные туберкулезом не всегда думают о безопасности других людей: мы ездим в одних троллейбусах, ходим в одних и тех же подъездах, и если больной не соблюдает правила гигиены, то заразиться могут прежде всего незащищенные и обладающие слабым иммунитетом дети.
Есть и такие, которых после выходных хочется покормить. В понедельник они сметают со стола все. Увы, есть еще семьи, где недокармливают детей.
— Ваш детсад специализируется на оздоровлении детей с туберкулезной интоксикацией. Какие особенности у таких садов?
— Наш сад с самого начала, со дня своего основания, с 1977 года, был санаторным детским садом для детей химпромовских работников, инфицированных именно туберкулезом. Мы работаем в тесном контакте с врачами-фтизиатрами, у нас есть медсестра, которая выполняет предписания, но в то же время наши дети, как и в других садах, обучаются по всем общеобразовательным программам.
Особенность сада еще в том, что мы используем разные технологии для укрепления здоровья детишек. Например, очень хорошие результаты дают лечебные игры Галанова, дыхательная гимнастика Стрельниковой, антистрессовая пластическая гимнастика Акбашева, точечный массаж по Усмановой и технологии раскрепощающего обучения Базарного.
— Как нельзя вести себя с детьми?
— Нельзя кричать на них.Всегда прошу воспитателей не жаловаться на ребенка. Мало ли где и когда он нашкодит, почему надо именно на плохом зацикливаться? В ребенке очень много хорошего.  Ну попадет ему, вам-то какая радость от этого? Лучше защитите его. На то вы и педагоги, чтобы самим регулировать отношения с ребенком, а не с помощью или посредством родителей. Так и говорю воспитателям.
— Родителей не приходится воспитывать?
— Приходится. Наши родители — это дети, рожденные в девяностые годы. Какая-то часть их потерянное поколение. Их родители во время перестройки, в постсоветские времена думали о том, как заработать на хлеб и еду детям, которые были предоставлены сами себе.
Они выросли. Выросли такими, какими их воспитали, вернее, недовоспитали. Мы сами, а не государство или еще кто-то, виноваты во всех упущениях. Так что сейчас приходится воспитывать и детишек, и их родителей. Учим быть хорошими мамами и папами.
Проходит папа по коридору. Не здоровается. Казалось бы, это элементарно мужчине поздороваться с женщиной, молодому первым подать руку более старшему по возрасту. Или вот мамы и папы бегут через дорогу с детьми на красный свет. Я всегда делаю замечание. А как иначе? Иначе все, чему учим малышей в детском саду, зря.
— Я была в финской школе, в подготовительной группе которой занимаются малыши детсадов­ского возраста. Одна из девочек выбежала в коридор без сандалий и в разных носках. Нас, российских туристов, это просто шокировало, а вот финские педагоги были совершенно спокойны. Ни­кто не сделал замечаний девочке, не поспешил срочно менять носки.
— У наших родителей, действительно, другое отношение к таким мелочам. Точнее, для финнов, наверное, это мелочь, для нас очень важный момент. Если мама увидит своего ребенка в разных носках, то она сделает вывод, что на него воспитатель не обращает внимания. Если малыш непричесанный встречает маму и папу, жди скандала. Не все, конечно, так реагируют, но такие есть.
Если для финского родителя важны другие составляющие, то для наших родителей внешний вид ребенка, то, как он выглядит, причесан, не причесан, значит очень многое. По внешнему виду они делают вывод о том, занимаются с его ребенком или нет в саду.
— Совсем недавно из дет­садов люди уходили из-за маленькой зарплаты. У вас было такое?
— Нет, такого у нас не было. В отличие от других садов нашим работникам доплачивают 25 процентов к зарплате за вредность. Отпуск хороший, такой же, как и у учителей, 56 дней.
Но надбавки не настолько большие, поэтому, думаю, люди все-таки по другой причине остаются верными своему делу. Когда в коллективе все хорошо, люди хотят идти на работу. А если из-под палки или потому что “надо”, тогда человек начинает искать для себя лучшее место и пишет заявление об уходе.
— Что делаете, чтобы люди с удовольствием ходили на работу?
— Во-первых, не мешаю работать. Воспитатели люди творческие, большинство с первой категорией, они практически на самоконтроле. Считаю неприемлемым для руководителя повышать голос на подчиненных.
Конечно, бывают ситуации, когда приходится жест­че делать замечания, но до ора не доходит. И это я считаю правильным. Надо уважать другу друга.
Атмосфера в коллективе сложилась хорошая, и “виной” тому то, что работать сюда пришли хорошие люди. Замечательные, трудоспособные, творческие. В этом весь секрет. Есть работники, которые с полуслова понимают. А бывает и так: скажу, забуду и если вспомню, то оказывается, что все уже сделано. Это очень приятно, когда такое взаимопонимание.
Стабильность обеспечивают люди, работающие в дет­саду с самых первых дней его существования. Прачка Светлана Васильевна Страхова, воспитатели Алевтина Александровна Иванова, зав­хоз Людмила Ивановна Кабаева, подсобный рабочий Татьяна Михайловна Исаева — это наши лучшие работники. Их уважают молодые, с них берут пример.
Воспитателю Валентине Петровне Соколовской 62 года, и мы очень рады, что она с нами. Некоторые родители просят, чтобы ребенка определили именно к ней. Очень хороший воспитатель.
Молодые педагоги приходят уже подготовленные. Пять лет работает Оксана Ефимова. Пришла к нам совершенно осознанно, ее мама Алевтина Ивановна тоже педагог, много сил отдает воспитанию детей. Малыши ее очень любят.
— Расскажите о своей семье.
— Две дочери — Катя и Настя, обожаемый и пока единственный внук и муж, которого я уважаю за то, что меня всегда поддерживает. Много было сложностей на работе, и он — первый помощник. По­прошу привезти цемент для ремонта в дет­ский сад, тут же привезет без лишних вопросов. В ноябре надо было швеллеры для пандуса найти, и он их нашел.
— Остается время на увлечения?
— Всегда любила шить: платья, блузки. Когда в магазинах невозможно было купить что-то приличное, а если и повезет достать, то оказывалось, что полгорода в этом платье ходит, вот тогда шила и детям, и себе. Сейчас мечтаю о новой швейной машинке. Люблю читать и проводить время с внуком.
— С какими мыслями идете на работу и с какими уходите?
— Вот сегодня шла и думала: “Как сбить сосульки с карнизов?” и “Где найти деньги на ремонт ступенек на входе в детсад?” А ухожу всегда с одной и той же мыслью: “Хороший был день!”

  • © Фото Анастасии ГРИГОРЬЕВОЙ

Комментарии

Изображение пользователя Анна Юрьевна.

Это действительно, очень хороший руководитель, который очень уважительно относится к своим сотудникам, грамотно выполняет свои обязанности, корректно и дипломатично решает проблемы, возникающие в работе. Поэтому и текучки нет: очень комфортно работать, когда повезло с начальством!