Любовь и кино в жизни Максимова-Кошкинского
На съемках художественного фильма “Апайка”. В центре И.С. Максимов-Кошкинский. 1929 г. Фильм не сохранился.
Если бы кто-то из современных кинорежиссеров снял фильм о судьбе первого чувашского кинорежиссера Иоакима Максимова-Кошкинского и первой киноактрисы, его супруги Тани Юн, то одной серии не хватило бы. Никакой придуманный сценарий не сравнится с тем, что уготовила им судьба. Взлетевшие высоко, вместо восхищения они вызывали у коллег зависть. И даже после того, как доброе имя было возвращено, им не суждено было почивать на лаврах. Жизнь готовила новое испытание.
Сейчас, несмотря на то что в Чувашии уже 15 лет проводится Международный кинофестиваль, возродилось “Чувашкино” и выросли мастера кинематографа, которые снимают интересные картины, имена первых кинодеятелей довольно тускло горят на небосклоне. Современная история их как-то не жалует. Нет ни музея, ни кинопроектов и фестивалей, посвященных им. Правда, пару лет назад в микрорайоне “Солнечный” появились улица Тани Юн и бульвар Максимова-Кошкинского.
Чтобы напомнить о двух великих людях Чувашии нашим читателям, мы решили составить модный сейчас туристический маршрут.
Патриарх заметил и благословил
Первым делом мы отправимся, конечно, в Кошки-Новотимбаево, что в Тетюшском районе Татарстана. Да-да, именно там находится живой родник всего чувашского: языка, литературы, кино и даже оперы. Здесь родился просветитель Иван Яковлев (о нем мы рассказали в газете “Грани” в прошлом месяце), писатель Алга, первый чувашский кинорежиссер и создатель чувашского театра и кино Иоаким Максимов, который взял название своей деревни в качестве второй фамилии — Кошкинский. А еще артистка, оперная певица Анна Казакова, которая много лет блистала на чувашской сцене. Всех их заметил и из глухого села в свет — в Симбирскую чувашскую школу — вывез Иван Яковлевич. Жаль, что в истории чувашского народа таких примеров было немного, но то, что они есть, уже хорошо. Всем им на родине, в селе Кошки-Новотимбаево, установлен общий памятник.
Две звезды
Дальше держим путь в Ульяновск, в музей Симбирской чувашской школы. Территория эта сохранилась в лучшем виде: в гимназических залах и в музее-квартире Яковлева собраны уникальные вещи, которым больше века. С их помощью легко можно перенестись в дореволюционную жизнь уездного города, где патриарх собирал всех самых талантливых юношей и девушек из глухих чувашских деревень.
В 1911 году, когда Кошкинский окончил Симбирскую гимназию, ему было всего 18 лет, а Яковлеву уже 63, и он был признанным авторитетом. Иван Яковлевич взял Иоакима учиться в школу, как сейчас сказали бы, по блату, узнав, что юноша его земляк. Впрочем, несмотря на молодость, Иоаким все же был довольно образован и уже тогда подавал большие надежды. Отец его был одним из двух сельских жителей, которые умели читать. Он читал книги сам и своим семерым детям. Иоаким вырос любознательным.
Особенно его интересовало кино. Кстати, первый кинозал появился в Алатыре в 1908 году. И он, конечно, занимал умы многих. Иоаким мечтал сняться в кино. После Симбирской гимназии он переехал в Казань и поступил в художественное училище, где увлекся новомодными театром и кино. Уже через год он работал в городском театре артистом и художником.
Революционная волна вынесла его на самую вершину. В 1918 году он собрал в Казани чувашскую труппу и начал ставить спектакли, с 1925 года — снимать кино. Не только карьерные амбиции, но и семейная жизнь — все было связано с театром и кино. Молодая жена Таня Бурашникова (Тани Юн) стала не только первой киноактрисой, но и главной кинодивой, чей портрет был на всех афишах того времени.
Характер у девушки, несмотря на юный возраст, был независимый. Виной тому, конечно, стало столичное, московское, образование. После обучения в ядринской гимназии Татьяну отправили учиться в Москву на инструктора по физической культуре. Девушка же полюбила кино и, чтобы хоть как-то быть ближе к нему, пришла в студию при чувашском театре, где в нее влюбился молодой, но уже к тому времени назначенный художественным руководителем чувашского театра Иоаким Максимов.
Зависть и тюрьма
Максимов-Кошкинский успел снять семь кинофильмов и три документальные ленты. Все они, кроме “Страны Чувашии”, “Святой рощи” и первой части художественного фильма “Ял”, были уничтожены сразу после того, как его заточили в тюрьму НКВД. Донос на режиссера написала артистка Ульяна Тимофеева. Успешная и энергичная, она первой среди чувашских артистов получила высшее артистическое образование на курсе у самого Всеволода Мейерхольда. Играла главные роли в чувашском театре. Но соперничать с первой леди и кинодивой тем не менее не могла. В 1937 году она обвинила Максимова-Кошкинского в домогательствах и в том, что не дает руководитель развиваться талантливым молодым артистам. И хотя чуть позже забрала свое заявление, суд нашел другую причину, чтобы оставить его под стражей, обвинив в националистических высказываниях.
Вскоре из театра уволили и Тани Юн как жену врага народа. Сразу после этого ее обвинили в шпионаже в пользу Японии, присудили восемь лет колонии и отправили в лагерь в Казахстан. Но сломить характер этой женщины и ее желание вернуться к единственной дочери не могли никакие лагеря. Она писала письмо за письмом, защищая свою и мужнину невиновность. В 1940-м году обоих выпустили. Но жизнь уже была сломана, работать им в театре не давали, квартиру отобрали. Тогда семья уехала в Москву, где Максимов-Кошкинский начинает сниматься в кино, пишет пьесы. А артистическая карьера Тани Юн на этом завершилась. В 70-х годах прошлого века она написала воспоминания о зарождении чувашского театра и кино.
Семья
Еще раз судьба ударила больно в 1963 году, когда в автомобильной аварии погибла единственная дочь Максимова-Кошкинского и Тани Юн Изида. К тому времени она, успешная переводчица, успела выйти замуж. Ее мужем стал поэт Петр Градов. Дед и бабушка занимались воспитанием внучки и внука. Каждое лето приезжали в Чувашию на отдых, в дом писателей “Кувшинка”. О детских годах, проведенных на Волге, в своих интервью часто вспоминает их внук Андрей Градов, известный артист. Вместе с женой Натальей он вырастил дочь Екатерину, она занимается дизайном. У четы есть внук Максим, в недавнем прошлом студент.
Дочь Изиды и Петра Градова Татьяна в раннем детстве снялась в фильме “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” в роли беспокойной девочки Лены. Она окончила театроведческий факультет ГИТИСА и Литературный институт, работала в качестве редактора над созданием аудиокниг.
Максимов-Кошкинский скончался в Москве спустя 10 лет после гибели дочери на 81-м году жизни. Прах его перевезли в Чебоксары. Тани Юн не стало спустя два года после смерти мужа.
Сегодня сохранением памяти Максимова-Кошкинского и Тани Юн активно занимается поэт Светлана Березкина (в девичестве Бурашникова), племянница Тани Юн. У нее есть много идей по популяризации имени этих великих людей, в том числе и создание туристического маршрута. Надеемся, к 130-летию Максимова-Кошкинского, который будет отмечаться 14 сентября 2023 года, его уж точно разработают. А может, придумают что-то еще более интересное, что позволит сиять этим двум именам так ярко, как они того заслуживают.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Гения породили передряги
- Человек на войне. Часть 3. Из плена домой
- Человек на войне. Часть 1. Иду за родину
- Включите свет! 150 лет исполнилось одному из величайших электротехнических изобретений
- Храбрый Чапай. Правнучка комдива рассказала новочебоксарцам о своем предке
- Из Казани с любовью к своим землякам