Мастер вдохновения
Лариса Калашникова на городском семинаре-практикуме для учителей общеобразовательных школ, преподающих изобразительное искусство. Мастер-классы от профессиональных художников можно назвать краткосрочными курсами повышения квалификации для педагогов.
Может ли курс по живописи заменить тренинг по личностному росту? Еще как! Если вашим наставником будет преподаватель детской художественной школы г. Новочебоксарска, заслуженный работник культуры Чувашии, живописец и мастер народных промыслов Лариса Калашникова. Она умеет вдохновлять и вселять веру в собственные силы, заражает страстью ко всему новому и учит доводить начатое до конца.
— Рисовать научить можно любого человека в любом возрасте, — считает Лариса Борисовна. — Тут вопрос в другом: сможет ли он включить терпение и работать над ошибками столько, сколько будет нужно. Сделал один раз — не получилось. Надо уметь повторить и во второй, и в пятый, и в десятый раз. На каждый повтор ты будешь тратить все меньше времени, а однажды даже не заметишь, как все получилось.
Всегда говорю своим ученикам, что нужно довести работу до конца, даже если вам не нравится, что вы делаете. Исправьте все ошибки, поставьте точку и с чистой совестью можете заняться другим. А браться за что-то и бросать — это к хорошему не приводит. Многие родители оправдывают детей в таких ситуациях: он в поиске. Но эти поиски могут так затянуться, что превратятся в привычку, а избавиться от нее будет трудно.
Мне в этом отношении очень нравится школа Сергея Андрияки в Москве, выставки которой не раз привозили в Новочебоксарск. Ученику здесь не позволяют начать новый рисунок, пока он не сделает предыдущий так, как это должно быть по всем академическим канонам. Поэтому неудивительно, что встречаются работы 10-11-летних учащихся этой школы, которые сопоставимы по уровню с работами студентов художественных училищ.
— Получается, художественное творчество — это больше про дисциплину, а не про вдохновение?
— В нем есть и то и другое. Это ремесло, которое можно освоить, изучив определенные правила и техники. Многое зависит от того, сколько ты уделяешь времени занятиям. А вот потом начинается творчество.
Конечно, если ты ставишь цель, будешь трудиться, то добьешься результата. Только важно понять, принадлежит тебе эта профессия или нет. Может, ты и неплохо учился в художественной школе, но себя в этом деле не видишь. И наоборот: бросил когда-то занятия рисованием, а к 27 годам вспомнил о творчестве, поступил в художественный вуз и пришел к любимой работе. Я знаю такие случаи.
Взять нас, преподавателей: при небольшой зарплате у нас есть огромный интерес, понимание, что это дело — наше. Ты уже пропитан красками и творческой атмосферой, и ученики очень заряжают. Просто ждешь, когда на работу бежать надо. Конечно, если бы мы получали больше, это было бы совсем неплохо, но все равно не стало бы главным.
— Значит, ученики вам дают силы, а не отнимают?
— Дети очень стимулируют. Признаюсь, я каждый раз немного боюсь первого класса. Думаю, что, наверное, с ними будет сложнее, хотя, конечно, интереснее. Они могут быть умнее тебя в некоторых областях. У меня свой мир: я увлечена творчеством и могу не успевать за развитием информационных технологий. Поэтому новый класс меня всегда встряхивает. Мне иногда супруг говорит, что пора бы на пенсию. А потом посмотрит и скажет: нет, ты не уйдешь (смеется).
Самый, пожалуй, сложный возраст для художественной школы, по моим наблюдениям, — 13 лет. Начинают дети все очень хорошо, у всех есть способности. Но когда наступает переходный возраст, тут кого как понесет. Один прогуливает занятия и оправдывает это тем, что он устал или был занят. А другой, смотришь, больной пришел на урок и не просто сидит, а работает. Это говорит о характере, степени ответственности.
— В этом году в первый класс городской художественной школы было подано более 100 заявлений, рекордное число. Почему дети сегодня идут учиться рисовать?
— Раньше отдавали детей в дополнительное образование, чтобы они не болтались по улицам. Такой мотив был у моей мамы, когда она привела меня в художественную школу.
Сейчас у родителей цель — дать детям хорошее образование. Они оценивают, продумывают, насколько им эти навыки пригодятся в будущем. Интерес к творческим школам вырос.
Художественная школа стала популярной, известной в городе. И мы, наверное, неплохие педагоги, если к нам ведут детей (улыбается). Интересная сегодня собирается у нас команда молодых педагогов. Несмотря на небольшой опыт, у них уже есть популярность, свои ученики. Из этих малышей, которых они готовят в подготовительных группах, вырастут наши будущие первоклассники.
— Вы чувствуете как педагог конкуренцию с Интернетом? Как сделать так, чтобы ребенку было интереснее на уроке, чем в “Ютубе”?
— Педагог должен быть примером ученикам. Я считаю, что каждый преподаватель должен уметь делать что-то своими руками, показать, что творческий человек. Когда ученики видят твои достижения, ты вырастаешь в их глазах, они понимают, что могут чему-то научиться, что-то взять у тебя.
У меня еще натура такая — мне всегда хочется осваивать новое. До 2004 года я занималась только живописью, а потом меня заинтересовала национальная чувашская вышивка, хотя родом я из Нижегородской области. И меня это так увлекло! Смогла сделать в этой области что-то свое, даже получила звание мастера народных промыслов.
Позже решила заняться палехской росписью. Один из моих учеников окончил Палехское художественное училище, и я попросила его научить меня секретам этой техники. Потом мне это пригодилось, когда я преподавала художественную обработку дерева в институте культуры. Мои студенты научились делать красочные шкатулки от начала и до конца своими руками: сами шкурили, обрабатывали, расписывали.
Позже задалась целью научиться жостовской росписи, и снова пошло-поехало. В наш город как-то приехала женщина, которая работает на фабрике по изготовлению жостовских подносов. С ней я, наверное, часа три проговорила: допытывалась, как и что, выведывала секреты, которых не найти ни в Интернете, ни в книгах. Когда сделала поднос, взялась за другое. В итоге освоила много разных техник. А вот сейчас меня увлекли валяние и вышивка бисером. Это что-то совершенно иное. Интересно, до какого уровня дойду в этом деле.
— Правильно ли учиться какому-то ремеслу исключительно с целью заработать?
— Для меня это никогда не было мотивацией. Только интерес к новому. А деньги со временем могут сами прийти, если ты достигаешь высокого уровня, и то, что делаешь, нравится не только тебе, но и другим. У меня есть хороший критик — мой муж. Он говорит: “Рисуй так, чтобы я захотел купить твою работу” (улыбается).
Сегодня необязательно оканчивать профильный вуз, чтобы получить возможность проявить себя. В прошлом году я была в жюри одного из творческих конкурсов общества инвалидов. Мне рассказали, что раньше в нем участвовало от силы несколько человек, а сейчас не хватает места, чтобы выставить все работы.
В нашем городе проводится выставка “Новочебоксарская палитра”, участие в которой принимают и профессиональные художники, и студенты, и любители. И работ становится с каждым годом все больше. Считаю, что в Новочебоксарске — прекраснейший музей, в нем работают люди, искренне заинтересованные в том, чтобы горожане увидели разноплановые творческие выставки.
В этом нам повезло.
— Расскажите о ваших творческих планах. Что вас вдохновляет?
— Люблю прогуливаться по городу мастеров на чебоксарском Арбате. Редкое место, где можно найти то, что сотворено руками. И чего только здесь не увидишь! Иногда смотришь: да, наивно, не совсем профессионально, но веет от работы такой теплотой. Это подталкивает попробовать сделать что-то еще.
Есть классные мастера по изготовлению кукол.
У меня есть задумка смастерить свою куклу, но пока не хватает времени. Ведь это надо просто бросить все остальное и окунуться с головой.
Есть желание попробовать роспись по шелку, не батик, а именно роспись. Поработать с глиной… Чем больше ты умеешь, тем более интересен и себе, и окружающим.
Фото из архива ДХШ
г. Новочебоксарска и личного
альбома Л.Калашниковой
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Лариса Калашникова — преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный работник культуры Чувашии, мастер народных промыслов.
В 1974 году поступила в Чебоксарское художественное училище, потом окончила художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я.Яковлева.
Неоднократная участница республиканских и всероссийских выставок декоративно-прикладного искусства, лауреат всероссийского конкурса “Русь мастеровая” в номинации “Роспись по дереву”, член художественного совета гильдии ремесленников Чувашской Республики,
Преподает в детской художественной школе г. Новочебоксарска 39 лет.