Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Опыт старшего поколения и энергия молодых — вот двигатель прогресса

Главный инженер МУП “УК в ЖКХ г. Новочебоксарска” Ирина Наумова.  Фото Валерия Бакланова.Опыт старшего поколения и энергия молодых — вот двигатель прогресса Ирина Наумова

Главный инженер МУП “УК в ЖКХ г. Новочебоксарска” Ирина Наумова. Фото Валерия Бакланова.


В конце прошлого года в городском конкурсе “Человек года” в номинации “Работник ЖКХ-2009” Ирина Наумова была признана человеком года. Родилась и выросла она в Алатыре, в Новочебоксарск приехала вместе с мужем в 1981 году и считает его родным. К тому же ровесница ему — скоро так же, как и город, отметит юбилей. А в будущем году у нее еще одна знаменательная дата — тридцать лет, как трудится в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
— Ирина Анатольевна, вся ваша сознательная жизнь связана с ЖКХ. Расскажите, как и почему выбрали эту сферу?

— Окончила Чебоксарский электромеханический техникум, к тому времени муж уже работал здесь. А я не могла сразу трудоустроиться по специальности. Обратилась в ЖКО ЧПО “Химпром”, где директором был Николай Михайлович Капустин. Он взял меня электриком, затем перевел в жэк техником-смотрителем. Работала инженером, заместителем начальника ПТО, последние два года — главный инженер управляющей компании.
Капустин научил меня всему. Вообще, на всем протяжении моего становления в ЖКХ встречались только опытные, душой болеющие за дело люди. С теплотой и благодарностью вспоминаю Раису Григорьевну Лакман, Михаила Ивановича Дулина, который весь жилой фонд знал досконально — мог в любой момент, не заглядывая в бумаги, сказать, когда, в каком доме, например, был ремонт.
— Знаю, у вас есть опыт журналистской работы.
— Моя журналистская деятельность длилась всего год. После окончания школы, поскольку очень хотела стать журналистом, решила поступить на филологический факультет пединститута, но не прошла по конкурсу. И пошла в многотиражку — в редакцию газеты завода “Электроприбор”. Ну а через год родители переубедили меня, и я поступила в техникум. Без отрыва от производства окончила гос­университет, строительный факультет.
— Женщине работать главным инженером наверняка нелегко, да еще в компании, где жилищный фонд довольно большой и старый.
— Вовсе не трудно. Возможно, как раз потому, что женщина. Объем работ, безусловно, большой. Выручают знание, опыт. Состояние жилищного фонда знаю хорошо, ведь начинала, как говорится, с подвала.
— Профессия ваша, хотя и благородная, но, согласитесь, не престижная. Коммунальщика, образно говоря, каждый обидеть может — за то, что нет в кранах горячей воды, батареи не греют или, наоборот, в квартирах слишком жарко. Никогда не приходила мысль все бросить и сменить профессию?
— Дело, которым я занимаюсь, мне нравится. С удовольствием иду на работу и с удовольствием возвращаюсь домой. Конечно, бывает всякое: есть люди недовольные, приходится выслушивать претензии. Когда разъяснишь, все по полочкам разложишь — понимают.
Буквально недавно пришла ко мне председатель ТСЖ: была недовольна выставленной суммой за ремонт кровли в машинном отделении лифта. Беседовали долго, пояснила, к чему может привести поломка, если вовремя не устранить ее. Ушла удовлетворенной, сказав, что обязательно подпишет документы.
Большинство горожан знает, что наш труд нелегкий и не все зависит от нас. И промахи случаются. К примеру, не всем сразу тепло смогли подать: пусконаладочные работы затянулись в силу разных причин.
— Лет пятнадцать идет разговор о реформировании ЖКХ, уже третья программа принята на федеральном уровне. Как “долгожитель” отрасли ЖКХ, вспомните шаги преобразования.
— Сегодняшнее жилищно-коммунальное хозяйство совсем не то, что было тридцать лет назад. Мы продвинулись далеко вперед. Касается это и технической оснащенности, и структуры предприятий ЖКХ. Раньше жилищно-эксплуатационный участок выполнял все работы самостоятельно. Был, например, один техник-смотритель, лифтер-обходчик, сантехник, у которого в одной руке гаечный ключ, в другой — термометр, и он смот­рел, как функционирует тепловой узел.
Сейчас иначе — все параметры в компьютере. И работать стало интереснее. Это привлекает в отрасль молодежь. Если раньше средний возраст сотрудников был предпенсионный и пенсионный, то сейчас в пределах сорока лет. Опыт старшего поколения в сочетании с энергией молодых — вот это двигатель прогресса. В нашей компании трудится немало энергичных, целеустремленных молодых людей. Мы стараемся внедрить все новое, что есть в отрасли ЖКХ.
Новочебоксарск, пожалуй, единственный город в стране, где все жилые дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепла и горячей воды. Когда встречаюсь с коллегами из других регионов и рассказываю об этом, они просто не верят, что такое может быть. Даже в больших городах не ведется 100-процентный учет теп­ловой энергии.
Учет налажен, следующий этап — экономия энергоресурсов, поэтому наша задача — повсеместно установить узлы регулирования. Они уже имеются в 85 домах, управляемых нашей компанией.
Или возьмем энергосберегающие светильники. Их установили в 50 подъездах. Обращаются к нам с просьбой оборудовать такими светильниками и жильцы тех подъездов, где нет накопленных средств. Они даже готовы дополнительно собрать нужную сумму.
Уже четвертый год ремонтируем подъезды — не менее ста ежегодно. Не исключение нынешний: 80 уже привели в порядок, до конца года отремонтируем оставшиеся 20.
Считаю, что главная цель реформирования ЖКХ — повысить качество услуг, не допуская их удорожания. Сегодня львиную долю платежей — 80 процентов — составляет стоимость энергоресурсов. А на то, чтобы привести в порядок дома: отремонтировать инженерные сети, убрать подъезды, подмести придомовые территории, остается мизер.
Конечно, хочется, чтобы у коммунальной отрасли было побольше средств, в кранах всегда текла горячая вода и чтобы люди платили поменьше. Я такой же потребитель — летом и у меня вместо горячей воды идет еле теплая и приходится подолгу сливать, и я оплачиваю дополнительную электроэнергию.
— На основании того самого постановления правительства РФ № 307, которое всем оскомину набило? Когда появятся обещанные Минрегионом России новые Правила оказания коммунальных услуг?
— Их все еще нет, хотя, как нам говорят, должны начать действовать с 1 января будущего года. Предполагается, что плата за дополнительный расход энергоресурсов будет начисляться всем жильцам, а не только имеющим квартирные счетчики, как сейчас. Наверное, для того чтобы заставить людей устанавливать индивидуальные приборы учета. По их показаниям жильцы все равно будут платить меньше, чем по нормативам. Даже с учетом дополнительных начислений.
— Слабое место большинства домов, безусловно, кровля. Ходят слухи, якобы чинить крышу осенью коммунальщикам выгодно, потому что стоимость работ в это время года выше. Действительно так?
— Абсолютно неверное утверждение. Ремонт кровли начинаем в апреле-мае, как только погода налаживается. А план составляем по итогам осеннего и весеннего осмот­ров. На осень остаются заявки, поступившие летом.
Что касается стоимости работ, то она никак не связана с временем года. А вот от комплекса работ может зависеть. Есть дома, где нужно заменить только верхний слой кровельного ковра. Бывает, что разрушена кладка на парапетах кровли. В этом случае приходится полностью снимать старое покрытие и укладывать новое. Такие работы ни в коем случае на осень не оставляем. Кстати, применяем только современные наплавляемые материалы, срок службы которых более 15 лет.
— Сколько домов, находящихся в управлении вашей компании, требует капитального ремонта кровли?
— Примерно процентов пятнадцать.
— В редакцию часто обращаются горожане с тем или иным вопросом. Автор одного из писем спрашивает, не платят ли законопо­слушные потребители за тех, кто уклоняется от оплаты коммунальных услуг.
— Долги населения за потребленные коммунальные услуги на сегодня свыше 50 миллионов рублей. Образовавшаяся задолженность никак не влияет на добросовестных плательщиков. Тариф из-за этого не увеличивается. Данные долги — наши недополученные средства, которые мы должны перечислить поставщикам энергоресурсов.
Увы, у некоторых собственников или квартиросъемщиков сложилось мнение, что платежи за коммунальные услуги не первостепенные расходы. Когда беседуешь с ними, они вполне серьезно: “А мы заплатили за учебу сына” или “Мы платим кредит на автомашину”. Есть собственники, у которых задолженность свыше 100 тысяч рублей. И у них в городе несколько квартир. Планируем в ближайшее время организовать рейды совместно с работниками ГИБДД и судебными приставами и арестовывать у должников автомобили.
— Ваш рабочий день длится...
— ...по трудовому распорядку восемь часов. Если бывают непредвиденные ситуации, приходится, конечно, задерживаться. Иногда и ночью телефонные звонки раздаются. Вот последний случай. До полуночи пришлось разыскивать арендатора помещения, где лопнула труба отопления. Найти его так и не удалось. И весь жилой дом остался без тепла и горячей воды.
— Выходные как проводите?
— Летом почти всегда на даче: родители занимаются овощеводством, я люблю выращивать цветы. Зимой читаю, вяжу. Благодаря современному чудо-средству — аудиокниге — удается два любимых занятия совмещать. Слушаю по настроению — либо романы исторические, либо классическую литературу, либо детективы. Обожаю сказки Пушкина.
— Чего в жизни ни за что никогда бы не сделали?
— Родители с детства учили, что такое хорошо и что такое плохо. Я бы не совершила плохих поступков, за которые потом пришлось бы раскаиваться.
— Любимое время года?
— Осень. Даже когда идут дожди, когда холодно.

  • Главный инженер МУП “УК в ЖКХ г. Новочебоксарска” Ирина Наумова.  Фото Валерия Бакланова.