Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Пролетела “Ракета”: ни волны, ни трубы, ни мостика

Капитан крылатых судов, капитан-испытатель, капитан-наставник — международный эксперт Петр Иванович Бобров.  Фото из домашнего архива П.БоброваПролетела “Ракета”:  ни волны, ни трубы, ни мостика

Капитан крылатых судов, капитан-испытатель, капитан-наставник — международный эксперт Петр Иванович Бобров. Фото из домашнего архива П.Боброва

Пролетела “Ракета”:  ни волны, ни трубы, ни мостика

Пролетела “Ракета”: ни волны, ни трубы, ни мостика

Пролетела “Ракета”:  ни волны, ни трубы, ни мостика

Пролетела “Ракета”: ни волны, ни трубы, ни мостика


Вся профессиональная жизнь Петра Боброва связана с крылатыми судами. Капитаном он бороздил просторы Волги “Метеорами” и “Кометами”. Его судно было приписано к Чебоксарскому речному порту. Затем много лет трудился капитаном-испытателем на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, дал путевку в жизнь десяткам крылатых судов разного класса и экранопланам “Лунь”, “Орленок”. В последние годы Петр Иванович часто колесит по миру в каче­стве капитана-наставника и технического эксперта. Его огромный опыт, знания востребованы у судовладельцев. Недавно вернулся из командировки в Италию.

— Петр Иванович, где побывали, что увидели, как там живут люди?
— Люди так же живут, как везде. Кто-то лучше, кто-то хуже. Обратил внимание: в Италии много наших, русских. Прекрасный город Наполи, так его мест­ные называют, для нас — Неаполь. Над городом возвышается знаменитый вулкан Везувий. Туристы, как правило, посещают остров Капри, где лечился Максим Горький. На отдых к нему приезжал Владимир Ленин. Конечно, впечатляет чистейшее голубое море.
Я был по работе. Новым хозяевам из четырех судов предложил выбрать два: один по­строен еще в Советском Союзе на заводе в Поти (Грузия). Надо сказать, в очень хорошем состоянии. Своим ходом пришли в Грецию, оттуда на Черное море в Новороссийск. Корабли отправили в Крым и Ростов — порты прописки. Из Ростова домой прилетел на самолете.
Что обидно: раньше в Черноморском бассейне ходило около восьмидесяти только крылатых судов, сегодня остались единицы из когда-то большого флота.
Я несколько лет назад также привел несколько кораблей в Сочи из Канады. Они чудесно работали: Новороссийск — Сочи туда и обратно всего за шесть часов морем. Пассажиры утром выезжали, вечером возвращались с экскурсии. Потом открыли из Анапы рейс на Ялту. Люди просто радовались, так как до Ялты вообще скоростных судов не ходило в по­следние годы.
— Что это были за корабли?
— Сормовский завод построил пять кораблей класса “Катран” на подводных крыльях. Сначала они ушли на Виргинские острова, но не были учтены климатические условия того района. Карибское море, граничащее с Тихим и Атлантиче­ским океанами, оказалось очень сложным для судоход­ства на “Катранах” из-за огромных волн. Проработав пять лет, они были проданы в Канаду, в Торонто, на знаменитые озера. Суда обслуживали туристов, приезжающих посмотреть на Ниагарский водопад, многочисленных игроков казино, съезжающихся посорить деньгами со всего света.
— Долго пробыли в Канаде?
— Почти полгода. Сначала обучал экипажи судов, принимал экзамены. Потом случилась авария, в которой несколько месяцев пришлось разбираться, отстаивать отечественное судно.
— Что произошло?
— По-русски говоря, разгильдяйство местного, не могу его назвать капитаном. На американской стороне озера Онтарио на рейде стояли частные яхты. “Капитан” на нашем судне разнес пополам одну из них, жертв, к счастью, не было, и поплыл дальше. Яхта затонула, страховые компании и с американской, и с канадской стороны вину за ЧП хотели переложить на нас. Человек за штурвалом говорил, что он ничего не мог сделать, мол, корабль не управляется. Ко всему прочему из потерпевшей яхты в озеро вылилось дизельное топливо, а там это сурово наказывается.
Но мы вышли из непростой ситуации с честью, сумели доказать, что у судна пять независимых степеней защиты управления рулем, что во всем виноват “капитан”, поставивший штурвал на автопилот, а сам на что-то, видимо, переключил внимание. У них там принято так: в капитанской рубке всегда полно посторонних людей.
— А пассажиры на нашем корабле были?
— Да, полный салон. Судно получило лишь небольшие вмятины на переднем крыле.
— В каком году это было, Петр Иванович?
— В 2000-м. В том же году после этого случая мне выдали диплом международного общества корабельщиков, штаб-квартира его находится в США. Представительная организация, состоящая из опытных капитанов, каждые два года собираются форумы. На тот период времени в общество корабельщиков входили от России пять или шесть человек.
— Из Канады вы суда доставили на Черное море. И где они теперь?
— К сожалению, одни распилены, другие где-то ржавеют на причалах.
— Скоростной флот у нас совсем ушел в прошлое?
— В 70-80-е было не протолкнуться на Волге, других реках от крылатых кораблей. Волжское пароходство имело тогда 275 скоростных судов. Регулярные перевозки влетают в копеечку, двигатели съедают большое количество топлива. В СССР просто цены были другие. Надежда на бизнес, коммерче­ский флот.
В Питере в последнее время этим стали активно заниматься, я встретил там на День Военно-морского флота свой “Метеор” из Чебоксарского порта. Салон полностью обновлен, комфорта прибавилось. И на Черном море, надеюсь, пойдут корабли на крыльях.
— А каков срок жизни таких судов?
— По паспорту 45 лет, но те же “Катраны”, “Кометы” могут и сто лет плавать. Корпус кораблей сварной, сделан из сплава алюминия и магния. Пресная вода, коррозия им не страшны, от морской соли тоже имеется защита.
— На стапелях сегодня нет ни одного скоростного корабля?
— Некоторое время назад инициативная группа специалистов и бизнесменов создала корпорацию по скоростным судам, включая экранопланы. На заводе в Рыбинске заложили “Комету-120”. Корпус сварили, поставили крылья, их делают на сормовском предприятии. Двигатели, навигацию хотели закупить в Германии и Японии, но тут грянули санкции. Корабль стоит недостроенный.
Молодцы кораблестроители Татарстана! В Зеленодольске они сохранили завод, весь цикл производства. Недавно выпустили речной вариант пассажирского скоростного судна “А-45”. Идет очень прилично — 50-60 узлов, а максимально 90. Мне по приглашению довелось корабль продемонстрировать в работе на Черном море высокопоставленным чиновникам государства.
— Петр Иванович, как мальчишка из деревни Ельниково заразился водной стихией, морем, стал капитаном, испытателем? В каком возрасте вы сами увидели крылатые суда?
— Мне было десять лет в 57-м, мы видели только дымящие, на колесах пароходы. В конце августа в деревне объявили, что с Волги надо вытащить на берег, и как можно дальше, все лодки. 25 числа вниз по реке проплывет какой-то быстрый пароход, будет огромная волна, которая смоет все с берега. Все деревенские, конечно, собрались на это чудо посмотреть.
Пролетела “Ракета”: ни волны, ни шума, ни трубы, ни мостика, черт знает что. Никто так ничего и не понял. Мужики говорят: зачем мы лодки вытаскивали? Позже узнали: за штурвалом были Герой Советского Союза Михаил Девятаев и капитан Виктор Полуэктов. А создатель крылатого судна — первый конструктор завода “Красное Сормово” Ростислав Алексеев. 18 декабря нынешнего года ему исполнилось бы 100 лет.
— “Ракета” и определила вашу профессиональную карьеру?
— Волга кормила, детьми пропадали все лето на реке. Я многое уже знал из речной азбуки, так как отец служил бакенщиком. Юношей хотел поступить в летное военное училище, но по годам не подошел. Брали с 17 лет и старше, а мне чуть больше 16 исполнилось. Пошел в речное училище. Потом служба на флоте, работа на Сормовском заводе, учеба в Академии водного транспорта и Высшем военно-инженерном училище, защита диссертации.
Сормовский завод был почтовым, закрытым, я испытывал все типы скоростных судов, кроме “Ракеты”, экранопланы, военные корабли на крыльях, больше десяти лет плавал капитаном на “Метеорах” и “Кометах”.
— Петр Иванович, в разных странах еще много наших крылатых кораблей. Когда снова в дорогу?
— Как позовут, я всегда готов. 

  • Капитан крылатых судов, капитан-испытатель, капитан-наставник — международный эксперт Петр Иванович Бобров.  Фото из домашнего архива П.Боброва
  • vstriecha2.jpg
  • vstriecha3.jpg

Комментарии

Изображение пользователя lenin100.

Вот еще фотография Петра Ивановича

  • vstriecha2.jpg
Изображение пользователя Vadim K.

Интересного собеседника  пригласили в этот раз на встречу с читателями. Много любопытных фактов привел капитан Бобров, да  повеяло ностальгией, вспоминая  свои речные путешествия в 70-80 годы  на СПК....)

Советский Союз был ведущей страной по судам этого класса, которые ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 млн. пассажиров.

Сегодня перспективы данного типа судов туманны. Регулярные речные перевозки по мере развития сети автодорог становятся всё менее популярны, а на роль круизного судна СПК не годятся из-за большого расхода топлива и высокого уровня шума. Военные от них тоже не в восторге из-за низкой манёвренности (большой радиус разворота на максимальных скоростях).  К сожалению.....

Изображение пользователя HYDROFOILER.

Один из "Катранов" перегоняли в июле из Новороссийска в Санкт-Петербург. К сожалению около нашего города теплоход прошёл в тёмное время суток, но жителям других городов повезло больше- им повезло увидеть этот теплоход во всём великолепии.

  • фото Оксаны Воеводиной, сайт \"Водный транспорт\"
Изображение пользователя Владимир1946.

Не часто в гостях у Граней бывают такие интересные люди. Петр Иванович знает свое дело, одно слово - технарь. Кандидат технических наук, сертифицированный специалист, его теорические и практические знания  востребованы корабелами Нижнего Новгорода и Зеленодольска. Бизнесмены занимающиеся скоростными судами частенько приглашают Петра Ивановича для оказания практической помощи. В статье говорилось о "гражданской" службе, а ведь, Петр Иванович имеет воинское звание Капитан первого ранга в ВМФ \\капраз\\. Ходил он капитаном на кораблях ВМФ России на северном флоте. Знает вкус морской водицы... А сейчас это добрейший человек, внучка - подросток может свить из него канат и завязать в булинь... Автор интервью  подобрался толковый. Иной раз, мелят воду в ступе, а здесь нет-все простым разговорным языком, все по делу, по практике. Спасибо и Петру Ивновичу за его качества, и автору за общение с интересным человеком в интересной форме. Владимир.