Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Равнение на Кадомцева

Воссозданный дом Кадомцева-Зелейщикова. Фото cheb.ruРавнение на Кадомцева Неизвестная Чувашия

Воссозданный дом Кадомцева-Зелейщикова. Фото cheb.ru

Специалист по истории дореволюционной Чувашии Юрий ГУСАРОВРавнение на Кадомцева Неизвестная Чувашия

Специалист по истории дореволюционной Чувашии Юрий ГУСАРОВ

Раскопки лета 1979 года позволили обнаружить еще один этаж дома Кадомцева.Равнение на Кадомцева Неизвестная Чувашия

Раскопки лета 1979 года позволили обнаружить еще один этаж дома Кадомцева.

Дом Кадомцева на рисунке Чебоксар XVIII века трудно не заметить.Равнение на Кадомцева Неизвестная Чувашия

Дом Кадомцева на рисунке Чебоксар XVIII века трудно не заметить.


0

Есть в центре Чебоксар дом, которому нет и четверти века с момента постройки. Однако он считается памятником культуры федерального значения. В 1998 году его воссоздали по обмерам другого здания, навсегда утраченного. Нынешний бутик-отель “Манор-Хаус” по ул. Сеспеля, 17 — это копия особняка, который в XVIII веке построил чебоксарский купец Козьма Кадомцев.


Есть на старых рисунках
Специалист по истории дореволюционной Чувашии Юрий ГУСАРОВ выяснил: в начале XVIII века в Чебоксарах жили три брата Кадомцевых, двое из которых носили имя Козьма и различались только прозвищами: Большой и Меньшой. Особняк, а точнее палаты, построил Козьма Большой.
“Дом впервые зарисован на плане Чебоксар 1765-1768 годов, — рассказал Юрий Гусаров. — В то время в Чебоксары было прислано распоряжение составить план города и нанести на него все объекты. Этим занимался лейтенант морской инвалидной команды Степан Фролов”.
Есть и рисунок старинных Чебоксар, хранящийся в Эрмитаже, который сделал глава сенатской комиссии по ревизии корабельных лесов подполковник Свечин в 1764 году. Комиссию организовали по поручению Екатерины II для инспектирования состояния чащ в Среднем Поволжье. Так вот, на этом рисунке дом Кадомцева тоже изображен.
В чебоксарских архивах сохранился и другой план города — составленный после сильного пожара 1773 года. Палаты Кадомцева на этом плане есть: испытание огнем каменное здание пережило, правда, с деревянной крышей пришлось попрощаться.

За такой дом не стыдно
Известен еще один факт. В 1778 году казанский губернатор Платон Мещерский прислал в Чебоксары губернского архитектора Кафтырева. Целью приезда было снятие планов со всех каменных домов города с целью их исправления и улучшения. Незадолго до этого князь Мещерский удостоил в одном из своих приказов гневной отповедью чебоксарское купечество за то, что “проезжающему генералитету и другим знатным особам в Чебоксарах квартировать негде. Все потому, что купцы местные привыкли к гнусности житья, а некоторые из них дома свои строят без внутренней отделки умышленно, чтобы миновать постоя”.
В документе, хранящемся в Российском госархиве древних актов, также говорится, что единственным порядочным зданием можно признать лишь строение Кадомцева. На облик его дома князь Мещерский призвал равняться всех домовладельцев в городе.
По старинным описаниям, дом Кадомцева находился на левом берегу реки Чебоксарки на территории Кожевенной слободы. Сейчас здесь причал для частных яхт. Здание выделялось сложной кровлей мансардного типа, было прямоугольным и вытянутым по оси восток-запад. Все помещения строения перекрывались сводами различной конфигурации.
Интересно обрамление оконных и дверных проемов, в отделке которых использовались замковые камни и подоконные полукружия. Такой декор стал появляться в оформлении многоэтажных зданий Петербурга в 30-х годах XVIII века. И данный элемент четко говорит о годах постройки дома.


Богатство и потери
В середине XVIII века сын Козьмы (по другим данным, один из родственников) Алексей Кадомцев с его наследником Тимофеем стали самыми богатыми людьми Чебоксар. Это следует из информации, размещенной в окладной книге за 1758 год. Кадомцевы имели во владении большие участки земли в городе, несколько домов. Попутно расширили сферу торговой деятельности, в том числе в Москве и Ростове.
Однако в том самом пожаре 1773 года у Кадомцевых сгорели “каменные и деревянные строения при кожевенном заводе, три большие кожевенные избы … у сына его Тимофея и у внучат Ивана и Алексея, а также всякое имение, золотые, серебряные вещи, разные парчи и одежда, и всякая посуда, и домовые уборы, долговые вексели, записные книги, разные крепости”.
К 1780 году Кадомцев-старший перешел из первой гильдии во вторую, к 1788 году — в третью. Одной из попыток избежать разорения стал шаг по продаже знаменитого здания.
Новым владельцем дома в 1798 году стал компаньон Кадомцевых купец 3-й гильдии Андрей Слугин. Позже от Слугиных он перешел к купецкой жене Анне Веденисовой. Последними владельцами дома стали мещане Зелейщиковы, пожертвовавшие строение в соб­ственность Николаевского собора в 1903 году. Здание так и запомнилось чебоксарцам как дом Зелейщикова.

За дело взялись археологи
В советские годы дом использовался по разным надобностям, но продолжал жить. В 1930-е годы в этом здании находился “Зеленый базар” — лаборатория пищевых продуктов. В одно время в доме даже располагалась база по заготовке мяса.
В 1979 году при строительстве Чебоксарского водохранилища его пришлось разобрать.
Богатые горожане, возводившие свои дома в междуречье Чебоксарки и Кайбулки, даже представить не могли, что в конце XX века в связи со строительством ГЭС почти вся низменная посадская часть будет затоплена.
Когда дом Кадомцева еще стоял на улице Калинина, чебоксарцы думали, что он одноэтажный. Но археолог-ислледователь Александр Соколов и группа студентов-историков из пединститута, которую известный ученый Василий Каховский прислал ему в помощь, доказали: это действительно дом на выходах, просто первый этаж за два века успел врасти в землю. Археологи откопали его и обнаружили подвал и двор, мощенный кирпичом. Как говорит Соколов, от красного крыльца вкруговую все было выложено елочкой.
Эта история с откапыванием первого этажа дома Кадомцева археологу запомнилась на всю жизнь. Работа уже была закончена, все замеры сделаны, и в по­следний день Александр Соколов вместе с помощником Александром Степановым снова спустился в подвал дома. Они уже сами не помнят зачем.
“Всё еще раз обошли, посмотрели, — рассказывает Соколов, — и уже собирались выходить, как, смотрю, по стене известь течет. Как дождь по стеклу — ручеек сначала маленький, потом всё больше и больше. Я кричу: прячемся! Сашка бросился к выходу, я его схватил в охапку и за стенку. Каска у меня упала, и в это время красное крыльцо обрушилось. Каска вся всмятку. Конечно, мы от Ленгипрогора получили выговор, но мы тут ни при чем — мы на крыльце не прыгали, оно само по себе рухнуло”.

Дом, да не тот
Перед строителями тогда встал вопрос: как разобрать каменный дом так, чтобы потом его можно было восстановить? Вариантов было предложено немало. Самым дешевым способом оказался отбойный молоток. Все это было выбито на блоки, забито досками и сложено на улице Сеспеля.
В середине 90-х удалось восстановить, а по сути, построить заново только два здания. Одно — на федеральные деньги, другое взялся возводить чебоксарский предприниматель Евгений Вилков. И по его просьбе архитектор сохранил только внешний облик дома Кадомцева, его декор. А вот историческая планировка была сильно искажена.
Сейчас у особняка новый владелец, и первое, что он сделал, выкупив здание, — начал реконструкцию. Дом был построен в 1998 году, но уже требовал ремонта: от усиления гидроизоляции фундамента до полной замены кровли.
За последние десятилетия в Чебоксарах не раз возвращались к идее возродить дом Кадомцева-Зелейщикова, и хотя самого строения нет, оно по-прежнему значится в реестре памятников культуры федерального значения. На суд экспертов выставлялись несколько проектов, где за основу были взяты чертежи старого здания. Главное — дом должен гармонично вписаться в панораму залива, и тогда в истории возрождения наиболее ценных памятников может быть по­ставлена точка.
О других утерянных домах чебоксарских купцов мы расскажем в следующих номерах газеты “Грани”.

КСТАТИ

Домов Кадомцева было два. Алексей Кадомцев построил свой собственный, он также не сохранился.


СПРАВКА

Стиль, в котором Козьма Кадомцев построил свой особняк, теперь называют ранним русским барокко. Тогда такие сооружения именовали палатами или домами на выходах. Первый этаж у них был хозяйственный. Он делился на 2-3 кладовые комнаты, каждая имела свой выход в сторону главного фасада. Вот отсюда и дом на выходах. Особенность чебоксарских домов-палат еще и в том, что наверху была маленькая деревянная светелка, то есть мансардный этаж.


  • Воссозданный дом Кадомцева-Зелейщикова. Фото cheb.ru
  • Специалист по истории дореволюционной Чувашии Юрий ГУСАРОВ
  • Раскопки лета 1979 года позволили обнаружить еще один этаж дома Кадомцева.
  • Дом Кадомцева на рисунке Чебоксар XVIII века трудно не заметить.