Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Тяжелое осваивали легко. О производствах царских времен в Чувашии

На кирпичном производстве трудилось немало работников. 10-е годы XX века.Тяжелое осваивали легко. О производствах царских времен в Чувашии  Неизвестная Чувашия

На кирпичном производстве трудилось немало работников. 10-е годы XX века.

Нижегородская ярмарка, 1902 год. Колокольный ряд.Тяжелое осваивали легко. О производствах царских времен в Чувашии  Неизвестная Чувашия

Нижегородская ярмарка, 1902 год. Колокольный ряд.

Волга в конце XIX века представляла из себя оживленную артерию для судоходства. 1886 год.Тяжелое осваивали легко. О производствах царских времен в Чувашии  Неизвестная Чувашия

Волга в конце XIX века представляла из себя оживленную артерию для судоходства. 1886 год.


0

Сегодня мы завершаем рассказ о предпринимательских сферах дореволюционной Чувашии. Поговорим о “тяжелых” производствах царских времен. Они были обильно представлены на территории республики. Центром при этом, конечно, были Чебоксары.


Даешь кирпич

В конце XVIII — начале XIX веков экономика Чувашии находилась на подъеме. Возросла и потребность в кирпиче. 

5 апреля 1807 года чебоксарский купец Василий Рязанов подал в Чебоксарскую городскую думу прошение на разрешение завести ему на городской выгонной земле два сарая для производства кирпича. 

Дума, обсудив прошение Рязанова и аналогичную просьбу мещанина Мокина, решила: “Поелику в здешнем городе кирпичных сараев находится в самое малое количество, чрез что жители в продовольствии себя кирпичей претерпевают крайней недостаток, так что принуждены бывают покупать оной дорогою ценою; а нередко в случае неимения сего кирпича здесь в городе, отправляют за ним в другие дальние места, платя за провоз немалое число денег, и оттого несут излишние убытки. Напротив же, если помянутые сараи заведены будут на выгонной земле, то сим посредством умножаться деланию кирпича, который и могут жители получить себе в достаточном количестве за сходную цену... что послужит городу лучшею пользою, ибо просимые под выстройку сараев места ни к какому, кроме сего, другому заведению не способны”. Строительство кирпичных сараев разрешили. 

Их владельцы должны были ежегодно уплачивать в городскую казну по 10 рублей с каждого заведения. Дума навязала предпринимателям и кабальное условие: запрещалось выделываемый кирпич отправлять на продажу в верховые и низовые поволжские города. Возможно, этот запрет стал одной из причин отхода Рязанова от кирпичного производства и перехода к занятиям колокольным делом. Кроме того, по словам современника, местная глина для выделки кирпича оказалась “не весьма удобна”, отмечает исследователь дореволюционного предпринимательства в Чувашии Евгений Погодин.

Возможности развития кирпичной промышленности в начале XIX века оставались по-прежнему широкими. По свидетельству землемера Мильковича, в 1804 году в Чебоксарах основная масса зданий была деревянной, в каменных строениях размещались архив, училище, соляные амбары, кладовая для казны, магистрат, питейная контора, трактир, 8 питейных и 16 обывательских домов.

В 1812—1824 годах ку­печество находилось под сильным налоговым прессом, видимо, поэтому в этот период купцы в Чувашии не занимались кирпичным производством, оставив его мещанам. Те на своих 4 заводах в 1812 году произвели более 100 тыс. кирпичей.  Лишь в более благоприятный, 1825-ый, среди 6 кирпичных заводчиков Чебоксар появляются два купца 3-ей гильдии.


Колокольный звон

Рост числа кирпичников связан со строительством в городах и селах церквей, жилых домов и производственных построек, различных казенных зданий. Купеческая металлообрабатывающая промышленность была представлена предприятиями по литью колоколов, изготовлению котлов и кузницами. Примерно в 1694 году для Чебоксарского девичьего монастыря Усекновения главы святого Иоанна Предтечи был вылит колокол в 100 пудов чебоксарским купцом Матвеем Федоровым, сыном Колокольниковым. 

В 1762 году чебоксарские купцы Колокольниковы переехали в Москву. Но в Чебоксарах купеческое колокольное дело не заглохло. В 1770-х гг. 4 чебоксарских купца — Визгин, Арзамасцев, Синцов и Кемин — имели колокольные “заводы”. Кроме них и купец Московцев занимался литьем колоколов. 

Сырье для их производства — медь и олово — покупалось на Макарьевской ярмарке, сало, воск, сера приобретались на месте. На “заводах” создавались колокола разных размеров, вплоть до трехсотпудовых. На них трудились по 5-6 наемных рабочих. Отливались колокола по заказам храмов, часть их изготавливалась специально для продажи. 

Купцы брали колокола из церквей разных уездов на переливку, иногда их звали в другие города для организации этой работы.

В конце XVIII — первой половине XIX вв. купечество уходит из колокольной промышленности, предоставив ее мещанам, а в 1830 году эта отрасль и вовсе свернулась. Осталось лишь одно предприятие, которое ограничивалось литьем небольших колоколов для церквей и дужных колокольчиков для ямщиков из предоставляемой заказчиком меди.


Котельные и стекольные

В середине XVIII века в Чебоксарах имелся специальный ряд, где стояло 5 котельных изб купцов и цеховых, в особом месте стояло подобное производство богатого купца Арзамасцева. Продукция этих изб удовлетворяла потребностям чувашских, марийских, татарских и русских крестьян, запросам местной винокуренной и пивной промышленности. 

Чебоксарские купцы Николай и Ананий Клюевы в 1825 году имели в родном городе, помимо прочих занятий, собственные кузницы. Инвентаризационная комиссия чебоксарской городской управы в 1913 году стоимость четырнадцати кузниц определила в сумму 395 рублей. Самая дорогая из них, стоимостью 60 рублей, принадлежала купцу Попову.


Химики царских времен

Купеческое химическое производство было представлено серным и купоросным заводом, находившимся в семи верстах от Козьмодемьянска в дачах чувашского казенного села Юнга Козьмодемьянского уезда. В 1786 году завод принадлежал московским купцам Волгиным и санкт-петербургским Вологдиным. 

Серная и купоросная руда привозилась на завод крестьянами. Получаемые купорос и сера продавались в Казани и на Макарьевской ярмарке. 

Купцы были основателями и стекольной промышленности в Чувашии. В 1720-х годах цивильский купец Толмачев открыл мануфактуру: хрустальную и стекольную “фабрику” близ деревни Хирбоси Цивильского уезда. Она действовала до 50-х годов того же века. На “фабрике” трудилось более 20 наемных рабочих. 

Затем купеческая стекольная отрасль в крае надолго заглохла и возобновилась лишь через сто лет — в середине XIX века. Второе купеческое стекольное предприятие располагалось при селе Люле Буинского уезда. Это было распространенное в то время заведение, организованное по типу капиталистической мануфактуры. Известно, что на нем работало до 40 вольнонаемных рабочих, производивших более 120 тысяч листового стекла в год. Завод просуществовал около 10 лет, оказался убыточным и в 1856 году был закрыт.


От Архангельска до Китая 

В речном транспорте купеческие предприятия возникли, возможно, в конце XVII века. На это указывают сведения о трех купеческих кожевенных “заводах” в Чебоксарах, вырабатывавших в тот период более 6 тысяч юфтей в год. Это был один из основных экспортных товаров. Из 68 торговых пунктов в документах встречаются и сравнительно близкая Астрахань, и далекие Архангельск, Петербург и Китай, путь к которым был сложен и дорог. 

Известно, например, что представитель казанской гостиной сот­ни Микляев в 1701 году за провоз товаров только от Вологды до Архангельска заплатил 835 рублей, да в обратный путь “провозу и всяких харчей изошло” на 355 рублей. 

Тем не менее, чебоксарские гостинодворцы Григорий, Михаил и Алексей Игумновы ежегодно посылали туда товары. Диктовалось это большим спросом на Архангелогородской ярмарке на юфть и сало. 

Чебоксарские купцы имели свои суда, загружая их ходовыми товарами. Судовой промысел они сочетали с торговлей. 

“Чебоксары имеют самое большое число собственных судов (до 70) между всеми жителями городов и пристаней Казанской губернии”, — отмечал статистик Лаптев в начале 60-х годов XIX века. В книгах же чебоксарского маклера с 1800 по 1840 годы зарегистрировано более 50 местных судовладельцев, использовавших свои суда для перевозки как собственных, так и чужих товаров.

Некоторые из купцов-судопромышленников ежегодно снаряжали от 2 до 8 судов. Так, в маклерской книге за 1832 год приводятся сообщения судовладельцев о том, сколько судов они отправили и сколько работников нанялось на них. 10 купцов 3-й гильдии отправили 23 судна. Эти судопромышленники нанимали десятки работников и расходовали на оплату их труда сотни рублей в год. Всего же в 1832 году из Чебоксар было отправлено 75 судов с 2002 работными людьми.


Мы только начинаем

Без сомнения, купцы активно вторгались в сферу промышленного про­изводства. Купечество Чувашии, особенно чебоксарское, вкладывало капиталы в производство мукомольное, солодовенное, кожевенное, салотопенное, мыловаренное, винно-водочное, пивное, кирпичное, поташное, лесопильное и другие, заводя как собственные предприятия и промысловые угодья, так и арендованные. Это давало тысячи рабочих мест и немалую прибыль.

О многих предприятиях дореволюционного времени нам еще предстоит узнать подробнее. Несмотря на то, что газета “Грани” посвятила немало статей исследованию предпринимательства в Чувашии, сейчас мы понимаем: работа в этом направлении только начинается.





  • На кирпичном производстве трудилось немало работников. 10-е годы XX века.
  • Нижегородская ярмарка, 1902 год. Колокольный ряд.
  • Волга в конце XIX века представляла из себя оживленную артерию для судоходства. 1886 год.