С мечтой привить любовь к чтению
Значительную часть своей сознательной жизни мы проводим на работе. Психологи уверены, что необходимо избегать деятельности, не приносящей удовольствия. Новочебоксарка Валентина Шалфеева — одна из немногих счастливиц, чье увлечение гармонично переросло в бизнес. Любовь к чтению привела ее в сферу продажи печатной продукции. О первых шагах в предпринимательстве, трудностях и радостях — в нашей с ней беседе.
Кризис подтолкнул
Трудовые будни для Валентины Алексеевны начались по окончании школы, но в конце 90-х она, как и многие тогда, попала под сокращение. Однако бездельничать лежа на диване для человека из семьи трудоголиков непозволительная роскошь. В 1997 году Валентина оформила свидетельство индивидуального предпринимателя и отправилась трудоустраиваться к частникам.
Поиски привели ее в киоск печатной продукции. Идеальная работа для книгочея. “Любовь к книгам у меня с детства, — рассказывает она. — Помню, на чердаке у бабушки нашла серию книг “Подвиг” (про солдат Великой Отечественной войны. — Прим. ред.) и читала их взахлеб”.
Семь лет трудилась она в сфере продажи газет и журналов. Еще года два занималась торговлей одежды и обуви. После задумалась об открытии своего бизнеса. Какого? Конечно, в знакомой ей сфере печатной продукции. Откладывать в долгий ящик не стала: посоветовалась с бывалыми предпринимателями и в 2007 году начала воплощать идею в жизнь.
Методом проб и ошибок
“Времена были сложные — огромный риск начинать свое дело, плюс конкуренция, — делится В.Шалфеева. — У меня было знание литературы, опыт общения с покупателями, а в остальном разбиралась по ходу. Всегда мечтала работать рядом с домом, поэтому отправилась в ближайший магазин и договорилась с владельцем об аренде, узнала о ценах на оборудование. Своих накоплений не было, взяла кредит”.
Поначалу киоск особой прибыли не приносил. Пришлось учиться расставлять приоритеты и правильно распределять средства: на налоги, аренду, закупку товара. Признается, что первые года полтора-два добавляла деньги из своего кармана.
Не количеством, а качеством
Сама Валентина Алексеевна не считает себя бизнесвумен. Для нее это скорее отдушина, хобби, приносящее небольшую прибавку к пенсии. Она не гонится за большим объемом продаж, предпочитает брать покупателя качеством.
“Сейчас у меня есть постоянные покупатели, и я очень дорожу ими, — рассказывает В.Шалфеева. — Для меня важно не просто продать газету или журнал, а завоевать покупателя. Сначала узнаю о человеке, его увлечениях, для каких целей приобретается (в дороге почитать, в больнице или получить ценную информацию), и только потом советую определенную прессу. “Грани” предлагаю автоматом. Это ведь главный информатор нашего города, там все нововведения, изменения и новости отражаются”.
Гаджет книгу не заменит
На вопрос о том, изменился ли читатель за последние десять-двадцать лет, Валентина Алексеевна отвечает: “Прессу меньше покупать не стали. Просто у людей поменялись интересы: сегодня более востребованы серьезные издания, где освещают вопросы политики, события в стране и за ее пределами. Однако читает именно старшее поколение, а среди молодежи интерес к чтению книг и газет падает с появлением в нашей жизни Интернета. Но, на мой взгляд, гаджет не заменит чтение.
Часто слышу, как девочки и мальчики просят родителей купить им сканворды, но те предпочитают побаловать их мороженым, сладостями. Люди жалеют деньги на газеты и журналы — духовную пищу, а на продукты питания тратят достаточно большие суммы.
Меня очень беспокоит, что сейчас детям мало читают книги и не приучают к чтению самих. Верно говорят: учи дитя, пока поперек лавки лежит. Мой сын, как и я, с детства полюбил чтение, и за сорок лет от него слова бранного не услышала. Чтение нас культурно и нравственно обогащает, поэтому мне хочется, чтобы детьми занимались, прививали им любовь к чтению”.