Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Сергей Фетисов: Провинция еще чтит традиции

Сергей Фетисов, заслуженный артист России. © Фото Анастасии ГРИГОРЬЕВОЙСергей Фетисов:  Провинция еще чтит традиции Чебоксарский кинофестиваль-2014

Сергей Фетисов, заслуженный артист России. © Фото Анастасии ГРИГОРЬЕВОЙ


Неизменная лучезарная улыбка, доброжелательный взгляд, постоянная готовность к общению, а еще стать русского былинного богатыря. Человека с такими данными даже на Чебоксарском международном кинофестивале, где в иные годы глаза разбегались от обилия медийных лиц, невозможно было не заметить. Вот и я сразу же обратила внимание, но предложила дать интервью нашей газете лишь нынешней весной, на VII кинофоруме.
Мой собеседник — член Союза кинематографистов России, член “Гильдии актеров кино России”, заслуженный артист России Сергей ФЕТИСОВ. В 1982 году окончил ГИТИС, курс Анатолия Папанова и Оскара Ремеза. В 1987-м дебютировал в кино, сыграв роль моториста в киноленте совместного производства СССР и ГДР “На исходе ночи”. Сегодня в фильмографии артиста 45 работ. Он снимался у Р.Нахапетова, В.Хотиненко, И.Дыховичного, В.Краснопольского, В.Ускова... Работал в Орлов­ском ТЮЗе, Орлов­ском академическом драматиче­ском театре им. И.С.Тургенева, Новокузнецком драматическом театре, Калмыцком государственном драматиче­ском театре им. Б.Басангова, в данное время ведущий актер Орловского муниципального театра “Русский стиль”.

— Сергей Васильевич, в Чебоксарах вы уже в шестой раз. Чем так привлекателен наш кинофестиваль?
— C замиранием сердца буду уезжать из Чебоксар: не дай бог не попаду на следующий год. Я настолько привык к Чувашии и фестивалю, что, кажется, просто обязан приехать.
Что меня привлекает? То, что кинофестиваль проходит у вас. Я в своем благословенном Орле, который очень люблю, это город моего рождения и детства, пытаюсь всеми силами, правдами и неправдами убедить людей в необходимости организации фестиваля. Пока безуспешно. А у вас, несмотря на все трудности, он все-таки проходит. Хочу поклониться руководству республики и устроителям кинофорума, потому что понимание того, что это праздник для души, для людей, не доходит до тех, кто может организовать его в других местах. А здесь могут. Восхищен, что люди делают его из того, что есть.
В чем праздник  фестиваля? В том, что фильмы, представленные на нем, вы ни­где не увидите. Прокат их не возьмет: как можно рассчитывать на то, что кто-то пойдет на философскую прит­чу?
— Фильмы со своим участием привозите ежегодно?
— Да. Опять соль на рану сыплете. В конкурсную программу нынешнего фестиваля входит “Иуда” — крайняя, как сейчас говорят, картина с моим участием.  
Что будет в следующем году, не знаю. Пока не везет: нет съемок, нет фильмов. Стараюсь куда-то попасть, где-то запечатлеться, чтобы было с чем приехать.
Помимо того, что каждый раз привожу новый фильм, я обязательно куда-то выезжаю. За эти годы побывал в 13 городах и районах Чувашии. Завтра поеду в Батыревский район. Сам напрашиваюсь как можно дальше, потому что в глубинке общение совершенно другое, нежели здесь.
Очень хочу приехать и на следующий год. Это для меня отдушина. Душа болит заранее: где же фильм взять?
— Живя и работая в Орле, вы умудряетесь сниматься в кино. Что заставляет уезжать из любимого города, любимого театра?
— У меня очень большая занятость в театре, в котором  служу и который отметил недавно 20-летие. Я ведущий актер. Но как ни по­прошу главрежа немножко “осадить” меня  и заменить, он неизменно отвечает: “Сереж, на тебя ходят. Я не могу тебя убрать. В кассе спрашивают: “Фетисов играет?”
Но театр всегда дополнял кино, кино — театр, во всяком случае, для меня. Мне часто говорят: “Когда приезжаешь со съемок, ты летаешь, переполнен эмоциями, в тебе все живет, у тебя ничего не болит”. Так и есть. Вот это и заставляет. К тому же я чувствую, время подпирает, годы идут и надо сниматься. Потому еду сам, напрашиваюсь на пробы, ищу для себя работу. Еще очень хочется пожить, не просто посуще­ствовать: поесть, попить,  а что-то увидеть, сделать, кому-то помочь.
Мной движет и поиск новых ощущений, новых чувств. Очень обделен сегодняшний театральный артист: с гастролями — беда. В свое время мы ездили по стране, общались с разными людьми, разными режиссерами. Тут никакого учебника не надо, никаких наставлений. Очень жаль наших молодых ребят, которые не видят этого разнообразия.
— В каких спектаклях заняты сейчас?
— Играю всё. Занят в комедии Островского “Невольницы”, где у меня роль слуги Мирона, из-за которого разгорается весь сыр-бор. Недавно прошла премьера
“В ночном море” по Бунину, я там врач, в “Грабеже” Лескова — купец, играю в “Мысли” Леонида Андреева.
Еще Белотелову в “Женитьбе Бальзаминова”, Бабочку-ягодку в сказке Бориса Заходера. Предложение сыграть женские роли было неожиданным, но это большой простор для фантазии.
В моем послужном списке много классики, но есть и со­временные спектакли, среди них “Женщина и ангел” Федуновой, “Вечер” Дударева.
Я четвертый день в Чебоксарах, а уже было два звонка: “Когда приедешь? Нам играть нечего”.
— Как оцениваете нынешнее положение провинциального театра?
— Было несколько приглашений в Москву, обещали роли. Не принял. Я много поездил по стране, но всегда с удовольствием возвращаюсь в свой Орел. Из волжских городов безумно нравятся Чебоксары, а еще Ярославль, где прошло мое “девичество”, там учился в театральном училище.
В провинции намного лучше себя чувствуешь. У нас очень любят театр, он, слава богу, не изжил себя, как я считаю. Потребность в нем остается. Очень хорошая посещаемость.
А в Москве прихожу на спектакль и вижу Отелло в джинсах, Дездемону в кроссовках. Я не ретроград, но не понимаю: ради чего? Можно раздеться, ходить по канату, по потолку. Объясните мне: почему иначе нельзя? Тогда поверю. Только ради выпендрежа? Провинция еще чтит традиции.
В театре “Русский стиль” очень маленькая сцена, всего 50 посадочных мест, но есть камин, фонтан. А занавеса нет. Я начинаю играть Островского на лавочке и чувствую дыхание зрителя. Нас порой спрашивают: “Как вы умудряетесь играть, мы чуть ли не на коленях у вас сидим?”
Любят театр в провинции, очень любят. И дай бог, чтобы дальше любили.
— Какие свои кинороли чаще всего вспоминаете и с каким чувством?
— Вспоминаю  съемки — с юмором или теплотой. По­нравилось сниматься в Белоруссии у Миши Сегала в фильме “Рассказы”. Запомнился мой Хрущев в фильме “Георг”. Съемки проходили в Москве и  Таллине. В столицу Эстонии попал спустя 33 года после того, как там служил. Этот город периодически всплывает в моей жизни. Там в марте нынешнего года подписал договор на экранизацию моей книги. Она память о друге, который погиб в Афгане. Нестандартный роман. Буду надеяться, что те, кто взялся за него, доведут дело до конца.
Конечно, вспоминаю фильм “Ермак”, где играл Никиту Строганова. Мы мотались тогда по всем историческим местам, снимались под Пермью среди редких музейных экспонатов под открытым небом. Не забыть картину “Иуда”, съемки которой проходили на Мальте на раскопках трехтысячелетней давности, где чув­ствовалось дыхание древних времен.
Очень  жаль, что сейчас нет съемок, нет денег. У многих режиссеров я прошел пробы. Говорят: “Ждем. Обязательно снимем”. Нравится им мой типаж, что не пью, одинок, быстро реагирую, добираюсь до Москвы за 4,5 часа. Бывает, отыграю спектакль и в дорогу. Утром в Москве, весь день там, ночь в поезде, а потом на репетицию.
— С 2009 года (нашла информацию в Интернете) вы еще в качестве каскадера предлагаете свои услуги...
— Бог с вами! Как я не люблю современные сред­ства информации-сплетницы! Было вот что. Шли съемки фильма “Рассказы” в Белоруссии. Я играл губернатора, за роль которого потом получил два приза за лучшую мужскую роль на международном актерском фестивале “Созвездие” и на фестивале “Провинциальная Россия” в Ейске.
Снимали первую сцену — день рождения губернатора. В воде должен был сидеть каскадер, а его нет. День­ги уплачены. Кран стоит. Осень. Вода — 13 градусов. Мне говорят: “Ты как?” Отвечаю: “Готовьте носилки и веревку, чтобы вытащить”. А что остается делать? Пол­дня просидел в воде, но даже насморка не схватил.
— Какой фильм в последнее время произвел на вас самое сильное впечатление?
— Да... Можно, оказывается, и меня сбить с панталыку... “Летящие по ветру листья” — фильм Валерия Харченко, экранизация повести А.Приставкина “Вагончик мой дальний”. Страшная картина, жуткая, но режиссерски мне понравилась.
Нравится работать с Андреем Богатыревым, не потому что он берет меня в картину. Ему нет еще 30, но в нем есть стержень, этот человек знает, о чем снимает.
— Чебоксарский фестиваль, думается, не един­ственный в вашей жизни, на который вас приглашают?
— В прошлом году уча­ствовал в семи фестивалях. В Германию ездил на Неделю фильмов России с картинами “Рассказы” и “Баги”. “Иуду” мы представляли на Московском кинофестивале. Были “Провинциальная Россия” в Ейске, “Амурская осень” в Благовещенске, “Тихоокеанский меридиан” во Владивостоке, “Созвездие” в Ярославле.
Бесконечно благодарен киноведу, другу детства Сереже Лаврентьеву (программный директор, художе­ственный руководитель Чебоксарского международного кинофестиваля. — Прим. авт.) за то, что он “выдвигает” меня.  Я же не просто приезжаю. Я привожу фрагменты из фильмов, а каждый фрагмент — рассказ, за которым следуют вопросы, общение.
— Вашей дружбе с Сергеем Александровичем не один десяток лет, у вас даже одинаковая интонация проскальзывает. Удается часто видеться, общаться?
— Я всю зарплату с ним проговариваю. К тому же в Москве довольно часто бываю.

  • Сергей Фетисов, заслуженный артист России. © Фото Анастасии ГРИГОРЬЕВОЙ