Симфония для юных театралов
Первое занятие новочебоксарского курса Школы юного театрала началось со знакомства с симфоническим оркестром Театра оперы и балета. Ребята услышали фрагменты произведений, а кому-то даже удалось представить себя на месте артиста оркестра.
“Мама, хочу в театр!” — шестилетняя девочка требовала и умоляла завести ее в зал, из-за дверей которого доносились звуки оркестра вперемешку с детскими голосами и аплодисментами. Попав в зону притяжения музыки, семья, еще минуту назад спешившая по своим делам, отложила все планы и присоединилась к многочисленным зрителям необычного театрального действа: в минувшую субботу в концертном зале Дворца культуры “Химик” состоялось первое занятие Школы юного театрала в Новочебоксарске.
Когда ДК становится театром
Проект пользуется популярностью у детей и их родителей. Но занятия проходили всегда в Чебоксарах, и мамы и папы из Новочебоксарска детей возили туда. А в этот раз театр сам приехал в нам.
Открыл “учебный год” коллектив Чувашского государственного театра оперы и балета. Знакомство с театральной азбукой началось с представления симфонического оркестра под руководством главного дирижера, заслуженной артистки России Ольги Нестеровой.
Ребята узнали, что оркестр — это большой и сложный организм, в котором все неслучайно. Из каких важных групп он состоит? Почему скрипок в его составе больше, чем духовых и ударных инструментов? На эти и другие вопросы слушатели находили ответы с помощью ведущей Ольги Ханай, которой удалось заинтересовать детей и вовлечь их в диалог.
Благодаря ей дети узнали, что скрипку называют королевой симфонического оркестра, а “голос” виолончели считал образцом для подражания великий Шаляпин. И что некоторые музыкальные инструменты могут замечательно “изобразить” какое-нибудь животное. Например, под музыкальной маской слона может скрываться контрабас, в чем внимательные и любопытные слушатели убедились, услышав одну из частей сюиты Камиля Сен-Санса “Карнавал животных”.
В первом отделении прозвучали также произведения Петра Чайковского и Жюля Массне. В каждом музыкальном фрагменте солировал и раскрывался один из музыкальных инструментов оркестра — то нежная флейта, то трогательный гобой, то насмешник фагот.
От балета до оперы
Программа первого урока включала также знакомство с балетным и оперным искусством. Солисты балетной труппы театра исполнили фрагменты известных спектаклей. Маленьких зрителей совершенно очаровали дуэты сказочных героев из “Спящей красавицы”: Красной Шапочки и Волка, Кота в сапогах и Белой Кошечки, принцессы Флорины и Голубой птицы. Народная артистка Чувашии Татьяна Альпидовская с партнером Дмитрием Абрамовым исполнили неаполитанский танец из “Лебединого озера”.
Содержание второго отделения, познакомившего юных театралов с оперными голосами, также успешно справилось с непростой задачей — удержать детское внимание. Настроение завершающей части музыкального занятия задали бесподобные “Куплеты Олимпии” из оперы Оффенбаха “Сказки Гофмана” в исполнении Татьяны Бахтиной и Татьяны Прытченковой. Две очаровательные и смешные механические куклы не могли не влюбить в себя и не вызвать желания им подражать. Предвидя это, Ольга Ханай еще до начала исполнения предупредила ребят: “Не пытайтесь повторить, иначе останетесь без голоса на несколько недель!”
Насладившись сопрано, ученики проекта послушали арию Берты из оперы “Севильский цирюльник”, которую исполнила обладательница меццо-сопрано Светлана Ефремова.
Тенор, баритон и бас — мужские певческие голоса — школьникам представили Иван Снигирев, Сергей Алексеев, Михаил Мокшанов и Владислав Леухин. Они исполнили арии из опер “Риголетто” и “Мистер Икс”, русскую народную песню “Вдоль по Питерской”. Возгласы “Браво!” (а детям уже рассказали, что это театральный синоним более привычной для них похвалы “Молодец!”) уверенно и громко раздавались со всех концов зрительного зала.
Счастье сотворчества
Эффектно завершил урок театральной грамотности “Марш Радецкого” Иоганна Штрауса, в исполнении которого дети и их родители приняли активное участие, хлопая в ладоши. Несколько минут главный дирижер Ольга Нестерова руководила двумя оркестрами — симфоническим и зрительским. Повинуясь дирижерской палочке, ребята хлопали то громче, то тише и, судя по задорным улыбкам, остались вполне довольны результатами совместного музицирования.
Комментарии
Дирижер Ольга Нестерова:
— Искусство делает нас духовно сильными, счастливыми, благодаря ему мы становимся чище, богаче. Мы это знаем и хотим делиться этим знанием с подрастающим поколением. Артисты нашего театра с большим вдохновением выступали, а дети с таким удовольствием слушали и смотрели. Мы чувствовали обмен энергетикой между залом и артистами, это тоже вдохновляет и наполняет нас.
Директор ДК “Химик” Вячеслав Фошин:
— Программа Школы юного театрала предполагает участие в ней всей семьи. Бывает, человек в возрасте за 30-40 лет впервые узнает об оперном или балетном искусстве, и это его заинтересовывает, увлекает. И вот он уже ведет свою семью на спектакли. И это прекрасно.
Следующее занятие в Школе юного театрала намечено на апрель — в гости к новочебоксарцам приедут артисты Чувашского государственного театра кукол.
Впечатления
Лариса Ильина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 9:
— Наши пятиклассники в проекте с этого года. Сегодня я поняла: нужно “поступать” в Школу юного театрала раньше. С другой стороны, много полезной информации дают и для взрослых. Большой плюс, что театр приезжает в наш город, надо пользоваться этим моментом, не упускать его.
Татьяна Иванова, учитель начальных классов школы № 2:
— Это один из лучших проектов для детей. Мы с классом участвуем в нем второй год, возила детей на занятия в Чебоксары, а сегодня он приехал к нам, и это настоящий праздник.
Татьяна Люлина, учитель начальных классов школы № 12:
— Мы в восторге! Обязательно будем ходить на все занятия. Ученикам моим понравилось, они смотрели на сцену с горящими глазами, не отрываясь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати