Цены на бензин: до весны не будить
По данным различных источников, цены на бензин в 2011 году выросли от 15 до 18 процентов. Сейчас они стабилизировались: сказываются сезонное снижение спроса и действия Правительства РФ.
Министерство энергетики России договорилось с нефтяными и энергетическими компаниями о заморозке цен на электроэнергию и топливо в январе-феврале 2012 года. О таком решении заявил министр энергетики Сергей Шматко.
Цены на нефтепродукты, продаваемые в розницу, заморожены на уровне декабря 2011-го, и нефтяные компании обещали не поднимать их. Министр подчеркнул, что “принципиальная договоренность” достигнута несмотря на рост акцизов с начала 2012 года. Минэнерго намерено мониторить цены как у вертикально-интегрированных компаний, так и небольших, региональных сетей АЗС.
Какие меры предпринимает правительство РФ?
Госдума РФ внесла поправки в Налоговый кодекс, где установлены новые графики изменения акцизов на бензин. В соответствии с принятым документом до выборов 2012 года цена на автомобильное топливо останется неизменной, после же начнется ее рост. Так, нынешний график фиксировал рост акцизов в 2012 году на 1,2 рубля за литр, однако принятые поправки закрепляют такое положение цен только до июня.
Когда и на сколько?
С июля 2012 года акциз на “Евро-2” вырастет на 35 копеек за литр, а еще через год составит 1,4 руб.
Похожая ситуация прогнозируется и с бензином “Евро-3”: во втором полугодии 2012 года повышение на 35 коп., в 2013-м — до 1,35 руб. с литра.
На дизельное топливо марок “Евро-2” и “Евро-3” также планируется провести повышение на 20 и 40 коп. соответственно.
Поправками предусмотрен единый акциз на топливо 4-го и 5-го экологического класса, и повышение цен в 2012 году не прогнозируется, тогда как с 2013-го бензин “Евро-4” возрастет на 1,25 руб., а “Евро-5” снизится в цене на 1,20 руб. за литр.
Начиная с 2013 года рост цен на автомобильное топливо будет значительным.
В чем причины роста цен на бензинв России?
Аналитики выделяют ряд факторов, влияющих на топливные цены:
— повышение акцизов и цен на оптовую продукцию отражается и на рознице;
— рост расходов на обслуживание сетей АЗС;
— дисбаланс розницы и опта вследствие административного вмешательства государства;
— мировой рост стоимости нефти;
— инфляционные прогнозы правительства занижены, удержать инфляционное давление вряд ли возможно.
Как дела у заграницы?
Цены в рознице на автомобильное топливо будут расти, прогнозируют эксперты. На сколько — будет зависеть от ближайших действий российских властей. И не следует забывать, что на Украине и в Белоруссии бензин почти в полтора раза дороже, чем в России, а в Литве и Польше — более чем в два. Даже в США бензин на АЗС дороже российского.
Глава правительства Владимир Путин прокомментировал сложившуюся обстановку на нефтяном рынке, заявив, что с возрастанием спроса сначала возникает дефицит, потом, как ответ, растут цены.
Эксперты отмечают, что как только появляются слухи о замораживании цен на автомобильное топливо, то сразу же наступает тотальный дефицит:
— российские власти, с одной стороны, контролируют цены административными методами, вводя запреты и ограничения неэкономического характера;
— с другой, есть разумные рыночные предложения — Минэнерго рекомендует строить независимые НПЗ, работающие на давальческом сырье.
А в это время...
В Управлении ФАС по ЧР в конце прошлого года возбуждены три дела по признакам установления монопольно высоких розничных цен на рынке нефтепродуктов (по ч. 1 ст. 10 Закона “О защите конкуренции”). Ответчики по данным антимонопольным делам — ООО “ЛУКойл-Волганефтепродукт”, “Татнефть-АЗС Центр”, “Нефтересурс”.
В отношении первых двух дела возбуждены по инициативе антимонопольной службы на основе данных мониторинга. Поводом для расследования в отношении ООО “Нефтересурс” стала жалоба гражданина на злоупотребление обществом доминирующим положением при установлении розничных цен на бензин марки АИ-92 в Янтиковском районе. В настоящее время все три дела находятся на стадии рассмотрения.
ОПРОС
Доступен ли бензин для новочебоксарцев?
Аркадий ПРОКОПЬЕВ, 62 года: Я автолюбитель с 30-летним стажем, езжу на “семерке”, сейчас на пенсии. Цены на бензин для меня очень высоки, поэтому зимой выезжаю только в случае крайней необходимости. Летом начнутся садовые работы, поездки в деревню, и расходы возрастут. Использование машины придется минимизировать. Но выезды всей семьей все равно обходятся дешевле, чем на общественном транспорте. Да и много ли в руках унесешь, так что машина большое подспорье.
Сергей МЯГКОВ, 38 лет: Езжу на “Авео” четыре года. Зимой машиной не пользуюсь. До сих пор летом ездил почти каждый день. Удобство и удовольствие перевешивают разочарование от все увеличивающихся расходов на бензин. Безусловно, есть такой уровень цен, при котором придется ограничить использование автомобиля. Наверное, это 35 рублей за литр. Когда слышу о возможном поднятии цен до 50 рублей за литр, то думаю, что заводить свою ласточку смогу только в самом экстренном случае.
Герман ЧЕБОТАРЕВ, 48 лет: Доступность бензина — вопрос размера зарплаты. Как экономист скажу: в России в цене на бензин почти половину составляют налоги, как и в большинстве европейских стран. Если хотим иметь цены на топливо как в Нигерии, то вместе с ними мы получим уровень образования, обороны и медицины тоже как в Нигерии. В США налоговая нагрузка на производителей и продавцов топлива в 2,5 раза ниже, чем в России. Если у нас сделать такую же, то бюджет недосчитается 100 млрд. рублей в год, а цены снизятся на 30 процентов.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати