Вернем Осю и Кису в Чебоксары. Состоялась премьера мюзикла “12 стульев”
Продуманные до деталей костюмы, зажигательные песни и танцы, незабываемые эмоции, неожиданные образы любимых артистов — у вас есть 12 причин прийти на мюзикл “12 стульев”. Вы точно не будете чужими на этом празднике жизни! Фото автора
И хотя Татьяна Васильева далека от типажа Натальи Крачковской, но ей удалось создать образ хоть и хрупкой, но “знойной женщины — мечты поэта”.
“Сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду — разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно. Давайте обменяемся. Вы мне стул, а я вам — ситечко”, — знаменитая фраза Остапа Бендера.
На сцене Чувашской государственной филармонии прошла грандиозная премьера. Знаменитый сюжет, полюбившиеся герои, зажигательные танцы и песни — всё это о мюзикле “12 стульев”. Журналисты познали таинство подготовки к спектаклю и первыми увидели приключения Остапа Бендера и Ипполита Воробьянинова в новом формате: побывали на генеральной репетиции мюзикла. Вот только не спешите завидовать, потому что мы, признаться, испытывали то же чувство к тем счастливчикам, кто успел приобрести билеты на премьеру.
На репетиции некоторые моменты были условными. Например, пожалели стулья. А ведь у всех перед глазами сцены из фильма Леонида Гайдая, где Остап и Ипполит распарывают их так, что вылетают пружины, вся обивка летит по сторонам. По техническим причинам не было всего света, да и не весь реквизит был готов. Но тем не менее предпоказ вызвал восторг зрителей. Несмотря на то что было разрешено ходить по залу, фотографировать, все оставались на местах и, затаив дыхание, наблюдали за происходящим на сцене.
Лед тронулся
Мюзикл “12 стульев” композитора Игоря Зубкова и сценариста Александра Вулых впервые был поставлен на сцене Московского дворца молодежи режиссером Тиграном Кеосаяном, продюсерами Дмитрием Богачевым и Александром Цекало в 2003 году. В то время мюзикл как жанр только появился в русском театре. И несмотря на успех постановки, был встречен серьезной критикой.
“12 стульев” — остросатирический роман. Перед авторами пьесы и режиссером стояла задача не только сохранить его идейную содержательность, но и правильно подать заложенный в тексте юмор. Удивительно, насколько гармонично им удалось сочетать в своем творении образы героев романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова с приемами из фильма Леонида Гайдая. Например, в сцене, где Остап, как по лестнице, поднимается по шахматным доскам.
Мюзикл “12 стульев” — это невероятная динамика. Сюжет льется песней за песней. Декорации сделаны так, что позволяют почти мгновенно перескакивать между местами действия. Дом Старсобеса, столичные улицы, общежитие, редакция, теплоход — каждая сцена как произведение искусства. А всё благодаря детально продуманным костюмам. Их оформлением занималась член Союза дизайнеров России чебоксарка Екатерина Тонюшкина.
Переходы от одной сцены к другой сопровождаются небольшими фразами. Минимум диалогов, но как великолепно продуманы слова песен, в них сохранена вся сатира и ирония романа.
Интересный дуэт Кисы и Лизы, где первый поет о любви и задается вопросом: “Почему спешат часы?”, а вторая думает о мясе: “Отчего хочу я колбасы?” Или размышления о судьбе художника: “Художник должен быть богатым” с последующим дополнением: “Но, безусловно, богатым должен быть духовно”.
Достойна восхищения и сцена в Доме народов. “Тиражи падают, — восклицает редактор. — Про то, что было, уже напечатано. Про то, что есть, пишут все. А кто знает, что будет?” И тут Остап Бендер рассказывает о будущем: “Никто не будет жить при коммунизме, но катаклизмы мы переживем. И собачка за штурвалом будет в космосе летать. Я вижу мишку-талисмана. Будем мы в хоккей играть. Но чемпионом мира по футболу моя страна не станет никогда. А про меня еще напишут книгу, и я уверен, даже не одну. Если этого вам мало, можно чуточку приврать”. При этом Остап параллельно командует Ипполиту Матвеевичу и подсказывает слова поэту Ляпис-Трубецкому: “Гаврила прятал реквизит”.
Не забыли авторы упомянуть и Чебоксары. Уверена, каждый зритель филармонии будет ждать именно эту фразу. Упоминание родного города как мед для ушей. Только вот сама фраза кажется в постановке немного отстраненной. Если режиссеры и художественные руководители проекта хотели обыграть данный момент, то могли бы сделать это более оригинально.
Командовать парадом буду я!
Главные персонажи в мюзикле и поют, и танцуют, и играют. Если у вас уже есть любимые артисты, то вы будете приятно удивлены, увидев их в неожиданных образах. То, как солисты проявляли свои актерские таланты, достойно отдельного внимания. Так прекрасно вжились они в свои роли, что хотелось кричать: “Верю!”
Харизматичный и хитрый Остап Бендер великолепно сыгран актером Константином Живулиным. Один только уверенный прищуренный взгляд исподлобья придает шарм герою. Образ выдержан до конца, и мы готовы простить жулику все его уловки.
Второго главного героя сыграл Владимир Ашмаринов. Его Киса Воробьянинов даже предстал более глубоким героем, чем в фильме Леонида Гайдая: больше чувств, больше сомнений, больше переживаний. После убийства Остапа происходит такой лирический монолог: “Мой жалкий жребий небом предназначен, я на закате солнца вижу чью-то кровь. Прости, Россия, я сейчас не плачу, я лишь плачу тебе слезами за любовь”.
Прекрасный режиссерский ход на протяжении всей постановки задействовать мадам Петухову (сыграла ее Маргарита Финогентова). Она не только сообщает о наследстве в начале постановки, но и постоянно взывает к совести Кисы, а порой и насмехается над ним. Например, на аукционе слышится ее голос: “А денег нет, нет ни в одном кармане. Он промотал их с девкой в ресторане, как и имение дочери моей. И вам не светят бриллианты, а светит только собственный позор. А всему виной…” Как мы уже догадались, комиссионный сбор.
Меньше сцен, меньше действий, чем в романе, но авторам мюзикла удалось органично задействовать любимых персонажей зрителя. Это и Эллочка со своими “Охо” и “Аха”, и несчастный инженер Щукин, и любвеобильная мадам Грицацуева. Хотелось бы отметить Сергея Кузнецова, который на протяжении всего мюзикла представал перед нами в совершенно разных образах: от Эрнеста Щукина до старушки из дома Старсобеса. И каждую роль он отыграл безупречно.
Ну и, конечно, в знак бессмертия великого романа композитор и сценарист “воскрешают” Остапа Бендера. И все персонажи поют песню: “Смерти больше нет. Словно праздник, так прекрасна эта жизнь”.
Два отделения мюзикла пролетают на одном дыхании. Созданный по всем законам жанра, он содержит живой вокал, яркие танцы, остроумные диалоги, динамику. Благодаря артистам филармонии и Театра оперы и балета со страниц романа к нам сошли главные герои и эпизодические персонажи “12 стульев”. В своем гротескном облике они указали на пороки, которые спустя почти 100 лет продолжают жить в обществе.
ЦИТАТА
Кристина ИГНАТЬЕВА, режиссер, хореограф:
— Роману “12 стульев” 95 лет, но он не теряет своей актуальности: всё те же люди, всё те же человеческие пороки. По произведению Остап Бендер и Ипполит Матвеевич проплывали Чебоксары. Наш город не запрятан в какое-то другое название и не переименован. Поэтому мы с особой честью вернули Остапа и Ипполита в Чебоксары.
Мы влюбились в музыкальный материал Игоря Зубкова, в легкие и смешные тексты Александра Вулых, и у нас появилась идея сделать мюзикл. Мы уверены, что он будет жить и дарить эмоции нашим зрителям.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати