Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

“Изюминки” от Екатерины Воеводиной

Республиканский конкурс “Учитель года-2008” должен был состояться в августе. Но перенесли на июль, и когда преподаватель русского языка и литературы гимназии № 6 Екатерина Воеводина узнала об этом, ее даже в городе не было. Говорит, если бы не директор Вера Александровна Вавилова, которая уговорила, а потом помогла подготовиться, не стала бы в состязании участвовать. В срочном порядке пришлось приехать в Новочебоксарск, за несколько часов написать лекцию на предлагаемую тему, отправить в министерство, ночь, правда, над ней еще поработать, а на следующий день уже выступать.
В таком же спешном порядке проходила и наша с Екатериной Николаевной беседа. Она состоялась в понедельник, за несколько часов до ее отъезда в Москву на установочный семинар, где для учителей года из 77 регионов России должны пройти консультации и мастер-классы победителей прошлых лет. Экстремально сжатые сроки и на этот раз не помешали Воеводиной проявить себя. Как интересной собеседнице.

“Учитель года Чувашии-2008” Екатерина Воеводина. Фото Валерия Бакланова. 

— Екатерина Николаевна, ваши чувства после победы в конкурсе?
— Сначала, конечно, ощущение праздника, радости. И это понятно, потому что конкуренция была очень серьезная, а оказаться лучшей среди лучших всегда приятно. Но теперь, когда эйфория прошла, появилось чувство огромной ответственности, которая легла на мои плечи.
— Чем удалось покорить жюри?
— Не могу сказать. Но внимательно слушала выступления всех участников и, в принципе, была согласна с мнением жюри. Выступления пятерки финалистов яркие, в каждом — своя изюминка.
— Какая изюминка у вас?
— Тему “Семья и школа в век образования” рассмотрела с точки зрения личной жизни: меня, как представителя семьи — мамы, имеющей дочку, и как преподавателя. Так и звучало: “я, как мама” или “я, как преподаватель”. Думаю, это и заинтересовало. У учителя, говорила я, кардинально меняется сфера обязанностей, деятельности. Если раньше он являлся, по сути, единственным носителем информации, то сейчас, в век образования, учитель, который преподносит лишь знания, — категория устаревшая. Педагог должен быть помощником, человеком, который не дарит знания, как сокровища, а помогает овладеть ими, как капиталом.
— А современный родитель каким должен быть?
— Сейчас важен личный пример. Мамы, папы должны понять, что они ждут от своего чада, и постараться самим стать такими. Тогда, глядя на них, ребенок все их самые лучшие мечты сможет воплотить.
— Как проходил финал конкурса?
— Состоялись дебаты по проблеме “Инновации сегодня — стандарт завтра”. Я считаю, мне повезло: достался вопрос о том, почему так востребована в России в системе методов образования проектная деятельность. Вопрос для меня совершенно не сложный, так как ею сама занимаюсь с детьми. В течение уже нескольких лет готовлю учеников для участия с проектами в научно-практической конференции “Наука. Творчество. Развитие” в секции “Культурология”.
В этом году тема была очень необычная: “Трансформация образа стены в мировой культуре”. Ребятам пришлось искать материал о стенах, о том, какую роль они играли в истории, литературе, живописи,  музыке, кино. Представляете, какой пласт информации пришлось поднять! Кроме того, мы провели небольшое исследование, чтобы выяснить, что такое стена в жизни человека. Вывод сделан такой: да, стены  существуют, и каждый человек сам в состоянии решить, хочет он жить со стеной, за стеной, либо он разрушит ее. Материал изложили в научной работе, сделали презентацию. Такой вот проект.
— До победы в этом конкурсе у вас была еще одна — вы вошли в число учителей, получивших грант Президента России. Какие еще есть успехи: ваши личные, учеников?
— В 2007 году я стала лауреатом республиканского конкурса методических разработок “Лучший урок письма”. Победила в республиканском конкурсе учебных проектов учителей,  окончивших курсы по программе “Интел”. Заняла второе место на городской научно-практической конференции учителей, посвященной 225-летию Василия Андреевича Жуковского.
Начиная с 2002 года мои ученики ежегодно становятся победителями или призерами конференций: городской — “Наука. Творчество. Развитие” и республиканской — “Excelsior”. Среди них есть призеры городских олимпиад по литературе, победители творческих конкурсов. Например, в 2007 году ученица 11 класса Полина Матросова в городском конкурсе сочинений “О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык”  заняла второе место и победила на республиканском.
Есть успехи в ЕГЭ. Сто баллов по русскому языку в этом году получила Ксения Льдинова. В классе из 28 учащихся 24 экзамен сдали на “пятерки”.
— Ваше отношение к единому государственному?
— И как родитель, и как учитель, считаю, что это хорошо. Ребенку дается замечательная возможность избежать дополнительного стресса и сдать экзамены выпускные и вступительные за один раз. Знаю, очень многие мои коллеги выступают против ЕГЭ, особенно в регионах, где он введен недавно, считая экзамен обычным натаскиванием. Я в корне не согласна с ними. ЕГЭ очень дисциплинирует учеников, те начинают понимать, что от результата зависит их будущее.
— Стать учителем — дет­ская мечта?
— Поступала в университет на филологический факультет, потому что мне просто нравилась филология. Не думала, что буду педагогом, представляла себя, скорее, в сфере журналистики, на радио, в газете — все равно. Единственное, что точно знала, — работа должна быть обязательно творческой. Но когда окончила университет, предложений подобного рода не оказалось. А я не могла себе позволить не работать, ждать или искать каких-то вакансий, поэтому когда по­звали в шестую школу...
— Вы учились здесь?
— Нет, я окончила университет с красным дипломом, думаю, в школах просто знают о таких. Кроме того, с Верой Александровной Вавиловой мы учились на одном факультете. (Тогда еще существовало такое понятие, как новочебоксарское братство, все мы друг друга знали, вместе штурмовали автобусы по утрам.) Она постарше и уже работала в этой школе, видимо, и поспособствовала тому, чтобы меня пригласили сюда же. Я согласилась и не жалею. Кстати, мои мама и тетя — педработники, трудились в сфере дошкольного образования, так что можно говорить и о династии.
— Свой первый  урок помните?
— Помню первых учеников. Сейчас это уже взрослые люди, им около тридцати, а тогда — пятиклашки. Они меня встречали по утрам, угощали яблоками из осеннего сада, мы вместе шли в школу...
— Слышала, в гимназии удивительные взаимоотношения между учениками и учителями.
— Считают, что гимназисты — народ надменный, высокомерный. Не замечала, наши дети открытые, добрые, отзывчивые. Как и в любой другой школе. Просто мы, наверное, чуть раньше, чем остальные, начали перестраиваться на уровень не “учитель — ученик”, а “человек — человек”. Это дает плоды. Ученик ценит отношение к нему, в первую очередь как к личности.
— Читают ли современные дети? Если нет, то как заставить?
— Читают. Вопрос в том: что? Что предлагает рынок. А заставлять бесполезно.
— Но научить можно?
— Никаких особых рецептов у меня нет. Это очень трудно, и точно так же, как и все филологи, я нахожусь в поиске тех средств и методов, которые приобщат детей к чтению. Иногда на уроках доходило до того, что выбирала произведение поменьше, особенно в 11-м классе: дети перегружены и хотелось максимально их освободить даже от лишних эмоций, и сама читала им вслух.
А вообще, на мой взгляд, очень важно создать соответ­ствующую атмосферу перед изучением произведения. Когда мы изучали “Войну и мир” Толстого, совершенно случайно такая возникла. В школе как раз прошел конкурс художественной самодеятельности, где мы представили вальс. Заняли первое место, выезжали выступать с этим бальным танцем потом на “Химпром”, в Кугесьский интернат. Потом в кинотеатре посмотрели всем классом фильм “Остров”, в котором так ярко выражена  атмосфера русского православия. Толстой с его взглядами на фоне вальса и фильма Павла  Лунгина вписался очень логично. Большая часть класса прочитала полностью роман.
— А родители что-то могут сделать?
— Может быть, имеет смысл, особенно в начальных классах, возобновить традицию семейного чтения. Помните, как у Диккенса: под зеленой лампой собиралась вся семья... Но насколько реально это в том темпе жизни, в каком мы живем? У меня вот времени не хватает, к сожалению. Хотя очень хочется, и, думаю, дочь была бы счастлива, если б мы хотя бы чуть-чуть  с ней вслух читали. Но я всегда прочитываю то, что читает она, тех же самых “Гарри Поттера” и “Таню Гроттер”.
— Почему молодых людей привлекают они, а не Печорин, например?
— Потому что эта литература ориентирована на подростка. “Герой нашего времени” — философский роман, понятно, что для пятнадцатилетнего ребенка он сложен и кажется нудным. Но программа по литературе строится по хронологиче­скому принципу.
С другой стороны, будет замечательно, если у детей хотя бы появится желание почитать потом классические произведения еще раз. Когда настанет время.
— Или, наоборот, не по­явится...
— Учитель должен стремиться к тому, чтобы появилось.
— О семье, о доме, о свободном времени что скажете?
— Дочь учится в шестой же гимназии. Не отличница. У нее одна четверка, по математике. Но надо сказать, что я совершенно на нее не давлю. Учиться в гимназии достаточно сложно. Кроме того, она занимается на хореографическом отделении школы искусств, тоже огромная нагрузка — пять дней в неделю по несколько часов.
Свободного времени очень и очень мало. В этом году был выпускной класс, хотелось, чтобы дети максимально удачно сдали экзамены, поэтому много работала дополнительно. Тем более что мы постоянно куда-то ездили: в Казань, во Владимир, в Раиф, Москву, Нижний Новгород, были походы в Художественный музей, выставочный центр “Радуга”. В школе практически проходит вся жизнь.
— Вы счастливый человек?
— Считаю, что да. Счастлива тем, что здорова, что есть семья, работа. А вообще, каждый человек должен настраивать себя на счастье.
— Как у Пруткова: хочешь быть счастливым...
— ...будь им. Потому что несчастным ты всегда успеешь побыть, если тебе нравится это состояние. Мне не нравится...
Светлана СМИРНОВА.