Спасение утопающих — дело рук спасателей
21.08.2008
/ Встреча для вас
На днях Указом Президента Чувашии Н.Федорова почетное звание “Заслуженный спасатель Чувашской Республики” присвоено начальнику поисково-спасательной группы “Новочебоксарская” Александру ВОЛКОВУ.
— Александр Михайлович, неужели вы с детства мечтали о профессии спасателя?
— Все вышло как-то само собой. Еще в школьные годы много времени проводил на Волге и очень полюбил ее. Неудивительно, что мне хотелось работать на реке. Друзья со спасательной станции посоветовали выучиться на водолаза. Окончил курсы и в 1978-м перешел работать водолазом 3-го класса на спасательную станцию, которая раньше входила в структуру Минжилкоммунхоза. Три года совершал учебные и практические погружения, обследовал и чистил дно в местах купания, спасал людей и, увы, извлекал тела утонувших. В те годы и получил свою первую награду — медаль “За спасение утопающих”.
— Когда возглавили спасательную станцию?
— После пуска первого агрегата Чебоксарской ГЭС стали формировать специальную службу, и многих работников спасательной станции переманили туда вместе с начальником. Тогда-то предложили возглавить дело спасения на воде в Новочебоксарске, пообещали квартиру и детский сад для годовалой дочери.
— Где на Волге чаще всего случаются ЧП?
— После сооружения ГЭС акватория в нижнем бьефе стала самым опасным участком, особенно зимой. Выше плотины морозы сковывают поверхность водохранилища толстым слоем льда. У нас с пуском агрегатов происходят большие колебания уровня воды, и ЧП случаются еженедельно.
В 80-е годы в запретке было много рыбы: только забросил снасть, тут же поклевка. Началось туда паломничество. Рыбаков часто уносило на отколовшихся льдинах. С тех пор рыбы почти не стало, а обстановка практически не изменилась. Недавно ночью позвонили, мол, ушли на резиновой лодке на остров и там прокололи ее, не можем выбраться, помогите.
— С наблюдательного пункта дежурный спасатель не видит пляжа, где купаются горожане.
— Пляж надо узаконить и организовать там специальный спасательный пост — так положено. Мы же летом время от времени на лодке объезжаем места купания. Чаще приходится работать по сигналам. Нам звонят очевидцы ЧП с берега, ГЭС. SOS приходит через милицию или единый телефон службы спасения, оперативных дежурных МЧС. Теперь мобильники есть у всех, и связаться с нами не проблема, телефон 73‑77‑28.
— Вашу профессию называют благородной и мужественной...
— Это просто тяжелая и рискованная работа. Например, однажды рыбаки ночью вышли на реку, а под утро ударил мороз. У них сломался мотор, и лодка вмерзла в лед. По тонкой корочке идти нельзя и плыть невозможно. Вызывают спасателей. У нас такая же лодка и 30‑сильный “Вихрь” 1994 года выпуска. Но что делать, надо выручать. Сели в дюральку и потихоньку, раскачивая ее и ломая лед, продвигались.
Иногда приходится по ненадежному льду тащить лодку метров по 200-300, добравшись до разводья, грести, снова тащить. Бывало, сами проваливались в ледяную воду. Трупы извлекать тоже не очень-то приятное занятие. Не все выдерживают здесь.
— А где катера на воздушной подушке, гидроциклы, обустроенная база, современные приборы?
— У чебоксарцев многое из этого есть, глава города обеспечил. У них бюджет посолиднее. Нашу же ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам) выгнали из крохотной комнатушки в переулке Химиков за невнесение арендной платы, а спасательная станция ютится в хибаре на берегу Волги. Правда, по линии ГИМС получили недавно новую лодку, но почему-то плоскодонную. Она волну не режет, а прыгает по ней.
— Глава бывшего Минприродохраны России наградил вас в 1998 году Почетной грамотой за мужество и организованность при спасении людей. Что тогда произошло?
— 29 января в 14.15 в нижнем бьефе Чебоксарской ГЭС из-за резкой подачи воды оторвался большой кусок льда, на котором оказались более полусотни человек, и стал двигаться вниз по течению. Льдина ударялась о другие, трескалась. Началась паника. Кто находился ближе к берегу, успели перепрыгнуть через неширокую трещину. Потом некоторые стали бросаться в воду, рассчитывая доплыть.
Однако льдину уносило все дальше, а лед продолжал крошиться. Унесло человек 15. Мы с водолазом Антоновым за несколько рейсов вывезли их. Вроде всех сняли. Рыбаки говорят: “Вон на том конце льдины вещи остались, захватите”.
Стали огибать льдину, вдруг “вещи” зашевелились. Люди лежали ничком на маленьких осколках, боясь шелохнуться. Увидели нас, закричали, попытались подняться. Лед хрупкий, водянистый. Один провалился, затем второй. Мы круг бросили, весло подали, вытащили и вывезли всех.
На следующий день приходил мужчина, оказавшийся на той льдине. Рассказал, что был на рыбалке с 21-летним сыном. Тот, пытаясь спастись, прыгнул в воду, хотел добраться вплавь, но утонул. Он сам спасся чудом. Держался за край ледяной глыбы, и ее ветром прибило к берегу.
При спасении соблюдаем технику безопасности, но приходилось и рисковать: по 8 человек в лодку сажали. Ведь когда уходишь к берегу, оставшимся очень страшно.
— В 1998-м вы стали “Героем года”.
— Тогда в Чебоксарах проводили конкурс “Гимн красоты”. Меня наряду с пожарным, вынесшим человека из огня, и милиционером, задержавшим опасного преступника, выдвинули на приз “Хрустальная корона” в номинации “Герой года-1998”. В финале объявили победителем и наградили путевкой в Болгарию на “Золотые пески”. Я подарил ее дочери на 18-летие.
— Из-за чего обычно происходят несчастные случаи на воде?
— 90 процентов жертв были беспечны или пьяны. Опасно оставлять у воды без присмотра детей и купаться в незнакомых местах.
— Расскажите о себе.
— Родился в 1956 году в поселке Визимъяры Марийской Республики. В 1965-м наша семья переехала в Новочебоксарск. Здесь учился в школе № 2, потом в ПУ-14. Служил в Казахстане близ Байконура начальником караула роты электризуемых заграждений и минирования на охране ракетных шахт. Ну и красота там! Представьте, бескрайние степи, усыпанные тюльпанами. Остался бы там жить, если бы не любил Волгу.
— Как проводите свободное время?
— Наша семья — любители природы: ходим за ягодами и грибами, рыбачим, ездим на лодке, катаемся на водных лыжах. Ну и, конечно, возделываем свой огород и помогаем родным.
— Не сожалеете, что выбрали такую трудную и опасную работу?
— Я горько сожалею только тогда, когда не успеваем прийти кому-то на помощь.
Алексей Мигунов.