Если играть в кино формально, то не стоит и сниматься
Актер, режиссер, сценарист, продюсер, член Американской киноакадемии Родион Нахапетов. Фото Валерия Бакланова..
С народным артистом России Родионом Нахапетовым мы познакомились на Чебоксарском международном кинофестивале. Родион Рафаилович возглавлял жюри конкурсных игровых фильмов. От кинофорума, гостеприимных хозяев, прекрасной столицы Чувашии, где побывал впервые, у него остались самые теплые впечатления. Ими известный артист охотно делился на встречах со зрителями, журналистами. Рассказывал и о собственной творческой судьбе: сыгранных ролях, поставленных фильмах, планах.
В биографии Нахапетова много ярких страниц, оставивших след на всю жизнь. Он из поколения, родившегося в грозные годы войны, впитавшего это страшное время с молоком матери. Мама Нахапетова — Галина Анатольевна Прокопенко — была членом подпольной организации “Родина” (отсюда и имя Родион, которое она дала сыну), действовавшей на Украине. В январе 1944-го за несколько дней до рождения первенца храбрая женщина перешла линию фронта по заданию. Родион провел с матерью в подпольной организации до самого освобождения Украины, до осени 1944 года. И по праву считает себя участником войны. Сейчас Нахапетов мечтает снять большую картину о своей маме, подпольщиках, о поколении людей, жертвовавших собой ради спасения Родины.
В послевоенные годы они жили в небольшом городке Пятихатки. Мама преподавала в сельской школе, потом тяжело заболела и слегла. Родиона родственники определили в детский дом, там он пробыл два года. Но постепенно жизнь наладилась: мама поправилась, и они переехали в Днепропетровск. Здесь Родион стал посещать драматический кружок при Дворце культуры. Участие в спектаклях, встречи со звездами кино — Мариной Ладыниной, Борисом Андреевым, Сергеем Бондарчуком — повлияли на выбор будущей профессии.
Окончив школу, Родион поехал в Москву поступать во ВГИК. Экзамены принимал маститый режиссер Сергей Герасимов. Ему очень понравилось, как юный абитуриент прочитал отрывок из повести “Детство” Максима Горького. Так шестнадцатилетний Нахапетов стал студентом первого курса актерского факультета. Преподаватели отмечали вдумчивого молодого человека, учившегося хорошо. На экране он впервые появился в картине Василия Шукшина “Живет такой парень”. Небольшая роль не осталась незамеченной: ее отметили и зрители, и кинокритики.
К моменту окончания института Родиону поступило предложение от опытного мастера Марка Донского исполнить роль молодого Ленина — Владимира Ульянова в дилогии “Сердце матери” и “Верность матери”. Картины принесли известность Нахапетову. Он вспоминает, что было необычно интересно работать над ролью — от гимназиста до уже сложившегося мужчины. “Хотел все узнать, сыграть по-своему, не как другие до меня, — рассказывает актер. — Я обложился книгами, смотрел кинохронику, фотографии. Все для того, чтобы исполнить образ точно, правдиво. Долго тренировался, научился картавить, как Ленин”.
С этим дефектом речи позже произошел забавный случай. Прошел почти год после выхода фильмов на экраны, Нахапетов снимался в картине “Пароль не нужен” по повести Юлиана Семенова, исполнял роль разведчика Максима Исаева, будущего героя “Семнадцати мгновений весны”. В одной сцене надо было о чем-то горячо спорить, доказывать. Эпизод отсняли, Родион остался собой доволен. Тут подходит режиссер, спрашивает: “Слушай, а почему ты стал картавить? В сценарии же этого нет”. Родион Нахапетов говорит, что так нередко происходит с актерами, отдающимися роли без остатка. Созданные образы становятся частью жизни, напоминают о себе. Если играть в кино формально, то не стоит и сниматься.
Кумиром нескольких поколений Нахапетов стал с появлением картин “Нежность” и “Влюбленные”. Удивительно трогательные, проникновенные, добрые. Сам актер о творческом союзе с режиссером Эльёром Ишмухамедовым, начавшемся еще в студенческие годы, рассказывает: “Мне в фильмах не нужно было никого играть. Все это было, как и у героев, в моей юности и молодости: и дружба, и первая любовь, и расставания”.
— Родион Рафаилович, актерская карьера складывалась очень успешно. Много снимались, и у самых известных режиссеров. Но неожиданно решили переквалифицироваться, поступили вновь во ВГИК, уже на режиссерский факультет. Учиться, имея имя в кино, обязательно?
— Просто я решил не рисковать, не повторять ошибок коллег по цеху, берущихся не за свое дело, не имея подготовки, потому и сел за парту. И пять лет добросовестно постигал новую для себя профессию. Снимать хотел давно, еще со времени работы с Марком Донским. Он относился ко мне, как к сыну, и позволял находиться рядом с ним на съемочной площадке. Я смотрел, запоминал. О кино Марк Донской знал все.
Дипломную короткометражку поставил по повести известного американского писателя Рея Брэдбери “Вино из одуванчиков”. Книга тогда только появилась в русском переводе, я был сильно впечатлен историей жизни обычного человека, до глубокой старости сохранившего оптимизм, чувство юмора. За несколько дней написал сценарий, фильм снял в музыкальном жанре. Одного из героев исполнил блистательный танцор Махмуд Эсамбаев, за кадром пела будущая звезда эстрады Валентина Толкунова. Дипломную работу оценили на пять.
Не так давно я познакомился с Брэдбери, ему скоро девяносто. Моя жена и менеджер Наталия Шляпникофф, не поставив о том в известность, показала тот наивный студенческий сценарий Брэдбери. Узнав, я готов был сгореть от стыда. Но писателю понравилось, он предложил поставить большую картину по повести. Сейчас заканчиваю писать сценарий. Это будет американский фильм.
— Через все ваше творчество проходит тема любви. Что такое настоящая любовь в понимании Родиона Нахапетова?
— Для меня всегда важно, как связывает это чувство совершенно разных людей, как меняет их, что привносит в их отношения. Первая история, которую я рассказал на экране, была история маминого дяди, который вдруг неожиданно для близких переехал из города в деревню, влюбившись в женщину, жившую там, а переехав, изменился абсолютно, превратившись из городского интеллектуала в обычного провинциального жителя. Его при этом считали несчастливым, а он был счастлив, потому что счастливым его делала большая любовь. Фильм назывался “С тобой и без тебя”, в нем сыграли в то время начинающие актеры Марина Неелова и Юозас Будрайтис. Актеры, несмотря на то, что были городскими жителями, очень органично вписались в свои образы. Картина получила призы на международных кинофорумах в Белграде и Брюсселе.
Фильм “На край света” тоже рассказывает о любви, о том свете, которым она освещает жизнь. У фильма был трудный путь выхода на экраны. Он подвергся многочисленным правкам, тем не менее имел успех. Эта же тема раскрывается в телефильме “Не стреляйте в белых лебедей” по повести Бориса Васильева. В нем снялись Станислав Любшин и Нина Русланова. Картина о человеке, который долго искал свое место в жизни и, к неудовольствию близких, наконец нашел его. Полностью отдавшись работе егеря, который пытается в одиночку бороться с браконьерами… Фильм, с трудом пройдя цензурные преграды, вышел на киноэкраны, и зрители его оценили.
— Говорят, что в своих картинах принципиально не снимались как актер. Почему?
— Став режиссером, себе наказал не сниматься в своих фильмах. Я не знаю, почему так решил, но тем не менее это сделал. Возможно, потому, что мне посчастливилось работать с удивительными актерами, с целым созвездием талантов: Смоктуновским, Гриценко, Соловей, Глаголевой, Адомайтисом и многими другими.
— А из сыгранных какая роль наиболее близка?
— Сложно что-то выделить. Интересно было сниматься в ленте Витаутаса Жалакявичюса “Это сладкое слово — свобода”, где я исполнил роль темпераментного революционера, в драме Никиты Михалкова “Раба любви” — в роли кинооператора Виктора Потоцкого, в киноповести Семена Арановича “Торпедоносцы” — в роли морского летчика. За последнюю работу в числе других участников съемочной группы удостоен серебряной медали имени Довженко и Государственной премии СССР.
Я благодарен тем положительным образам, сыгранным в кино, которые в итоге сделали из меня неравнодушного человека.
— Как сложилась творческая судьба в Америке?
— Я поехал в США летом 1988 года по приглашению знакомого. К тому же кинокомпания “ХХ век Фокс” купила мой фильм “На исходе ночи” для проката. Около двух лет работал в кинокомпании сценаристом. Другая страна, другие правила, отношения между людьми — привыкал, обживался трудно. Сейчас это уже давно позади. Есть дом в Лос-Анджелесе, семья. С первой женой Верой Глаголевой мы расстались, но отношения дружеские сохранили. Наши дочери Анна и Маша уже взрослые. Анна — балерина, танцует в Большом театре, Маша учится в Штатах в компьютерной школе, а младшая Катя — дочь моей второй жены Наталии Шляпникофф — учится в университете. Недавно я стал дедушкой — Анна подарила мне внучку. Самое счастливое событие в жизни.
В Голливуде мы с Наталией в 1995 году организовали свою кинокомпанию, открыли киноакадемию для молодых американских актеров.
За двадцать лет в США снял десять художественных и короткометражных документальных фильмов. Но вместе с тем никогда не терял связей с Россией и остаюсь русским человеком.
— В Голливуд стремятся многие российские актеры, но очень редко можно встретить их имена в титрах американских фильмов.
— Проблема прежде всего в незнании языка. Не разговорного, а исконно американского. Без этого трудно получить хорошую роль. Актеры, говорящие с экрана с акцентом, американцам просто не нравятся, как бы замечательно они ни играли. С другой стороны, нашим актерам, воспитанным на литературе Толстого, Достоевского, Чехова, Тургенева, Вампилова, сложно перенять игру американской актерской школы. Культура иная. Тем не менее в США снимаются многие российские актеры — в эпизодах, массовых сценах. И довольно регулярно.
— Американцы ходят в кино?
— Там нет таких огромных кинозалов, как у нас. Пятнадцать-двадцать человек на сеансе считается хорошим показателем.
— С кем из соотечественников поддерживаете в США дружеские отношения?
— Перезваниваемся с Еленой Соловей. Я ее очень ценю, она замечательная актриса. К сожалению, почти нет возможности встретиться. Она живет на северо-востоке, а мы на побережье Тихого океана — на западе. Пять часов лету на самолете. Но часто вижу Олега Видова — нашего “Всадника без головы”. Он снимается, и успешно. Остается таким же красавцем мужчиной, несмотря на возраст.
— Вы основали благотворительный фонд помощи больным детям России. Расскажите об этом.
— В 1993 году однажды в нашем доме в Америке ночью раздался телефонный звонок. Взволнованный мужчина сообщил, что он из России, у него умирает шестимесячная дочь Анечка, нужна срочная операция на сердце. Я спросил, почему позвонил мне. Он ответил: “А вы таких хороших героев играли в кино, я подумал, вы и в жизни такой же, не откажетесь помочь людям, попавшим в беду”. Мы с женой нашли кардиолога, он вызвался сделать операцию бесплатно. Оформили приглашение родителям с больной в США. В общем, Анечку спасли.
Но последовали новые звонки с такими же обращениями. Пришлось создать фонд. И помощь больным детям стала едва ли не главным смыслом жизни. В начале работы мы возили детей в Америку, потом наоборот, американских врачей в Россию. Из Калифорнийского университета как-то раз приехали 25 врачей с лекарствами и дорогостоящей аппаратурой. Прооперировали десятки больных в Москве, Казани. Но затем мы стали сталкиваться со множеством бюрократических препон. Теперь ни с какими деньгами категорически не связываемся. Смысл сегодняшней деятельности фонда — мост дружбы, помогаем врачам и пациентам находить друг друга.
— Свою книгу воспоминаний назвали “Влюбленный”. О чем она?
— В этой книге я попытался рассказать о своей жизни, о людях, которые меня окружали, встречах и расставаниях. О влюбленности в Россию, Америку, в кино, литературу, музыку. Америку, в которой с годами во многом разочаровался.
— Что придает силы?
— Семья, дети. Надежда, которую не потерял. Завершена работа над новым фильмом, его название — “Заражение”. Драматическая история учителя, попавшего в сложную ситуацию. Место действия — Россия, наше время. Одну из главных ролей сыграл американский актер Эрик Робертс.
Есть много планов: снять картину о 90-х годах прошлого века — трудных, сложных, еще об обороне Москвы. Военная тема остается для меня очень важной.
Похожие публикации
- Чебоксарский международный кинофестиваль включили в список на оказание финансовой поддержки Минкультуры России
- На X Чебоксарском кинофестивале покажут фильм “Рай” Андрея Кончаловского
- Чувашия встретила Дмитрия Астрахана
- Борис Грачевский: Хожу по солнечной стороне жизни
- Угораздило их в кино вляпаться
- Патриотизм не в чести у прокатчиков
Комментарии