Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Михаил Федоров: Душа поет, гармонь играет

Видео 1
Фото из личного  архива М.ФедороваМихаил Федоров: Душа поет, гармонь играет 2014 - Год культуры Михаил Федоров

Фото из личного архива М.Федорова


Издревле чуваши считались музыкальным народом. Недаром образно Чувашию называют “краем ста тысяч песен...”. Песенное творчество нашей республики представлено не одним десятком коллективов и сольных певцов. В последние годы растет число молодых исполнителей, которые привносят в чуваш­скую эстраду новое.
Немало и тех, кто на протяжении долгих лет умело сохраняет в своих песнях национальный колорит, культуру нашего края и несет их в массы. Один из них мой собеседник — исполнитель чувашских песен, музыкант и композитор Михаил ФЕДОРОВ. В этом году он отмечает 30-летний юбилей творческой деятельности.

Наша справка

Его знают не только в Чувашии, но и за ее пределами. Ежегодно артист дает концерты в соседних регионах. Кроме того, по приглашению неоднократно выступал в Эстонии, Киргизии, Турции, на Камчатке. В 2012 году ему присвоили звание “Заслуженный артист Чувашской Республики”.
Родился М.Федоров в 1966 году в деревне Новые Бюрженеры Канашского района. После окончания школы поступил в Цивильское культурно-просветительское училище по специальности “Руководитель самодеятельного оркестрового коллектива”. Затем были учеба в институте культуры в Казани, два года армейской службы в Германии и в 1986 году — возвращение на малую родину. Тогда же началась творческая деятельность артиста. Правда, не сразу с выступлений на сцене и гастролей.
В то время в сельской местности катастрофически не хватало учителей музыки, и молодой дипломированный музыкант оказался нарасхват. Несколько лет Михаил преподавал уроки музыки в соседней деревне — в Новоурюмов­ской школе. Там же в доме культуры занял должность художественного руководителя. Позже учил детей села Яншихово-Норваши и деревни Норваш-Кошки Янтиковского района, руководил районным домом культуры.

— Педагогический опыт приобрел еще в годы службы в армии. В гарнизоне была русская школа, в которой учились дети офицеров и солдат-срочников. А вот музыкантов не было. Вообще, работать с детьми одно удовольствие. С ними легко находить общий язык.
— А когда музыка появилась в вашей жизни?
— В самом раннем детстве. Семья большая — у меня шестеро братьев и сестра. Я самый младший. И все играют на инструментах: папа и братья — на гармошке, мама и сестра — на балалайке. Мне нравилось слушать эту мелодию. Впервые инструмент (балалайку) в руки взял года в четыре. Когда все уходили из дому — кто на работу, а кто в школу, вспоминал, как играли родные, и пробовал повторить. Иногда включал радио и пытался воспроизвести услышанное. Со временем стало получаться.
Музыкальной школы в деревне не было, поэтому всему учился сам. Учитель музыки играл только на правой стороне гармошки, а на левой не умел. Да и музыкальных инструментов не было. В классе пятом попробовал играть на баяне. Его привезли в наш сельский клуб. Тогда же начал петь чуваш­ские и русские народные песни, выступать на школьной сцене и участвовать в конкурсах. Наш класс всегда занимал первые места.  
— Уже тогда решили заняться эстрадным творчеством?
— Да. По крайней мере, мне этого очень хотелось. Но родители не одобряли моего стремления. По­этому в училище культуры поступал тайком. Узнав о том, что меня приняли, не спешил делиться радостным известием с родными. Рассказал им об этом только в конце августа, перед началом учебного года. Мама плакала, но все же отпустила меня, сказав: “Ты же мечтал об этом с детства. Почему бы не попробовать?”
За три года учебы освоил много инструментов — щипковые, духовые, клавишные. До того фортепиано видел только по телевизору, а тут стал учиться играть на нем. Преподаватели, конечно, у нас были замечательные — великие педагоги.
— С чего начался путь на чувашскую эстраду?
— Первые шаги делал в годы работы в сельских домах культуры. Кроме того что в одном из них был художественным руководителем, а во втором — директором, я еще и выступал на сцене с коллективом — играл на баяне и был запевалой в хоре. Мы ездили на гастроли и много где побывали — в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове...
В 1993 году пригласили участвовать в фестивале-конкурсе “Ритмы Чувашии”. Домой вернулся с победой и призом зрительских симпатий. Обо мне писали в газетах, говорили по радио, телевидению. Тогда передо мной, скажем так, и открылись все дороги — звали в филармонию, на ТВ, радио, в театр. Артистов было мало, и меня звали всюду. Я же, в свою очередь, не отказывался и старался везде успевать.
Из села меня, конечно, не хотели отпускать, но после очередной победы в 1995 году все же решился уехать и практически сразу отправился на международный фестиваль-конкурс “Манас-1000” в Бишкек. Золото взять не удалось, но стал лауреатом. А в 1996-м пригласили в новочебоксарскую группу “Крылья” (ДК “Химик”). Спустя два года ушел в ансамбль “Янра, юрӑ!”, которым руководит народный артист Чувашии Вячеслав Христофоров.
В 2002 году стал обладателем Гран-при Всечувашского фестиваля-конкурса “Серебряный голос”.

— Известно, что на россий­скую сцену довольно сложно пробиться самостоятельно. А на чувашскую?
— Когда я начинал свою творческую деятельность, было нелегко. В артисты брали немногих. Находили их, как правило, на конкурсах, а затем работали с ними. Тогда и исполнителей-то было мало, зато на концертах народу собиралось столько, что яблоку негде упасть. Нередко не все пришедшие попадали в зал. Было у нас и такое. Мест нет, а проходы по правилам пожарной безопасности запрещается занимать. Вот и уходили люди ни с чем со слезами на глазах.
В то время о компьютеризации мы ничего и не слышали. Все песни записывались в студии на пленку, и было очень важно наличие у человека таланта. Аранжировкой занимались выдающиеся люди — Радик Иванов и Виктор Дмитриев. Они очень требовательные. Не раз становился свидетелем того, как претендентов в артисты выгоняли из студии со словами: “Петь сначала научись!”
Некоторые артисты одну песню записывали месяцами, а я отрепетирую несколько раз — и сразу на запись. Переписывать не приходилось.
— Сегодня легче стать артистом?
— Намного. Сейчас мы и сами помогаем молодым и начинающим певцам пробиваться на сцену. Много артистов, как профессионалов, так и самодеятельных, если так можно сказать. Наличие таланта уже не имеет такого значения, как раньше — есть желание и финансы позволяют — пой, пожалуйста. С появлением компьютеров упростился процесс записи песен. Качество от этого не по­страдало, а даже, наоборот, улучшилось. Не случись компьютеризации, многих артистов народ бы так и не увидел на сцене.
— Действительно, в последние годы то и дело на чувашской эстраде зажигаются новые звездочки.
— Жалко только, что некоторые из них стремятся попасть на ТВ и стать популярными, а не нести культуру в массы. Они, как правило, стараются копировать современную российскую эстраду и уходят от нашего родного, национального. Нередко ругаю молодых, когда вижу, что на сцену они выходят не в чувашских костюмах, а в мини-юбках и блестящих платьях.
Не меньше разрушают чувашскую культуру песни, лишенные смысла, с незатейливым текстом. В них одно слово “люблю” может повторяться по десять-двадцать раз. Или же просто переводят русские и иностранные тексты на чувашский язык, зачастую — дословно. Наверное, в какой-то мере такие артисты тоже нужны, чтобы молодого зрителя привлекать, но их должно быть со­всем чуть-чуть.
Хотелось бы, чтобы нынешние певцы появлялись перед зрителями с каким-либо инструментом и умели играть хотя бы на гармошке. На концертах об этом постоянно просят.
— Вы не только поете, но еще и музыку пишете.
— Да, но у меня не так много работ — пять композиций. Предпочитаю все же доверять это профессионалам. На мой взгляд, каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. Музыку для меня сочиняют Николай Казаков, Виктор Дмитриев, Петр Романов, а стихи пишут известные поэты Раиса Сарби, Валерий Тургай, Альбина Юрату (Любимова).
— Сколько песен в вашем репертуаре?
— Около ста. Кроме того, отдельно выступаю с игрой на инструментах (наигрыши).
— Какие темы в них преобладают?
— Как уже говорил, песня должна нести смысловую нагрузку. В моих больше говорится о жизни, любви, маме. Немало народных песен. К выбору текстов подхожу довольно серьезно — не спешу петь все, что предлагают. Сначала стихи и музыку пропускаю через себя и, если душа к ним лежит, берусь их исполнять.
— Односельчане, наверное, вами гордятся. Поддерживаете с ними отношения?
— Думаю, гордятся. Когда получил звание заслуженного артиста ЧР, все звонили, поздравляли. Конечно, общаюсь с ними по-преж­нему. Звездной болезни у меня никогда не было, и у детей моих ее нет. Часто бываю на родине, когда навещаю брата, приезжаю и с концертами.
— А на улице узнают?
— Бывает, подходят и спрашивают: “Ты ведь артист чувашской эстрады?”, а я отвечаю: “Нет, похож, наверное. Мой брат там работает”. Волосы я под кепку прячу, а люди видят, что волосы короткие, и шепчутся: “Ну да, это не он. У Федорова волосы длинные”.
— Расскажите о своей семье.
— С супругой Надеждой мы идем рука об руку вот уже на протяжении 22 лет. Она не только моя верная спутница, но и помощница. На ней вся административная деятельность. Надя занимается организацией и подготовкой концертов, подбором репертуара, костюмов, планированием гастролей и многим другим.
У нас двое замечательных детей — сын Михаил и дочь Илона. Оба с детства увлекаются музыкой, занимались в музыкальной школе вокалом, играют на музыкальных инструментах. Пробовали они себя и в роли ведущих на телевидении — вели передачу “Çывăр, аптраман тавраш”. Мише тогда было семь лет, а Илоне — пять.
Сын очень хочет продолжить мое начинание и стать артистом чувашской эстрады. Желание у него огромное. Он окончил Чувашское республиканское училище культуры по направлению “Народное художественное творчество” и продолжает учебу в вузе. Дочь поет в свободное время.
— Какие музыкальные инструменты есть дома у вас?
— В детстве ничего, кроме балалайки и гармошки, не было. А сейчас много всего. Есть фортепиано, две балалайки, два баяна, гитара, домра, мандолина, рожок, духовые инструменты — труба, горн...
— Уже ставить их некуда, — улыбаясь, подмечает супруга Надежда, подключившаяся к нашему разговору.
— Как отметите 30-летие творческой деятельности?
— На сцене, вместе со зрителями. Планируем организовать концерт в декабре. До того намечены гастроли в Башкирию. Недавно ездили по деревням, дали восемь концертов. Побывали в Татарстане, Самарской, Ульяновской, Оренбургской областях.
— Расскажите о ближайших планах.
— В марте 2015 года планирую выпустить новый альбом. Подумываю взять на обучение молодых и талантливых исполнителей.

  • Фото из личного  архива М.Федорова