“Мистер Твистер”: Рок-н-ролл вам в ребро!
25 июня, левобережный пляж “Феникс”, байк-рок-фестиваль “Территория свободы”. Все с нетерпением ждут выступления хедлайнера из Москвы группы “Мистер Твистер”. И вот в 23 часа выходят стиляга Валерий Еж Лысенко, Алексей Брат Вихрев и Юрий Сутковой. Публика счастлива, подпевает и не отпускает легенду рок-н-ролла до полпервого ночи. После концерта участники команды с удовольствием ответили на вопросы “Граней”.
— С чего все началось?
Валерий Еж Лысенко: Наш первый концерт состоялся 25 декабря 1985 года в МВТУ имени Баумана. Мы исполняли рок-н-ролл, твисты, романтические баллады в духе 50-х и песни собственного сочинения, а через пару дней выступили в пединституте имени Ленина.
— Вас не запрещали в советские времена?
Валерий Лысенко: “Мистер Твистер” появился во время перестройки. За нами, конечно, наблюдали, но не очень пристально. Через два года после рождения группы песни передавали по радио и телевидению, поступило предложение от “Росконцерта”. Все так закрутилось-завертелось.
25 июня 1991 года не стало гитариста и певца Вадима Дорохова, и началась постоянная смена участников. Сегодня в группе трое: я, Алексей Вихрев и Юрий Сутковой.
Алексей Вихрев: Я пришел в середине 1999 года, когда контрабасист Олег Усманов решил собрать собственный коллектив “Пижоны”.
Юрий Сутковой: Вступил в “Твистер” полтора года назад по просьбе ребят. У них “резко” ушел гитарист Павел Степин, а поскольку я и раньше заменял его иногда, то и обратились ко мне. Не думал, что это превратится в постоянное сотрудничество, так как возглавляю свою питерскую рокабильную команду “Rattlesnakes”, которой без малого 16 лет, выпущены четыре диска, куча заграничных и российских гастролей. Сейчас совмещаю две команды, и вроде все нормально...
— Кто в вашей группе лидер?
— У нас нет явного вожака. Все делаем вместе, но Валерий Лысенко постоянно отвечает на вопросы интервью, так как он самый “опытный” участник, в группе со дня основания.
— Как определяете свой стиль музыки?
— Рокабилли, разновидность рок-н-ролла, испытавшего сильное влияние кантри и блюза. Это музыка 50-х годов, очищенная от искажений и наложений.
— Какое у вас образование?
Валерий Лысенко: Музыкальная школа по классу баяна и Высшая Краснознаменная школа КГБ СССР имени Дзержинского.
Алексей Вихрев: Окончил Московский энергетический институт (13 лет работал на одной небольшой московской ТЭЦ) и музыкальную школу по классу контрабаса.
Юрий Сутковой: У меня две “вышки” — Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования по специальности “Дирижер академического хора” и Московский архитектурный институт, дизайнер архитектурной среды.
— На кого равняетесь в своем творчестве? Или поскольку вы первые, то не с кого брать пример?
— Наши кумиры — основатели рок-н-ролла Элвис Пресли, Чак Берри, Билл Хейли с его знаменитым “Rock Around the Clock”.
— Какие темы поднимаете чаще всего?
— У нас нет запретов. Поем о том, что видим. О любви, городах, рок-н-ролле, байкерах, девушках, спиртном, здоровом образе жизни.
— Кто приходит на ваши концерты?
— Люди разного возраста. Невозможно сказать точно. Музыка нравится и молодежи, и нашим ровесникам.
— Как отбиваетесь от поклонников?
— Зачем от них отбиваться? Они же нас любят!
— А на концертах курьезы случаются?
— О, да! Чего только с нами не было! И в оркестровые ямы падали, и ноги ломали.
— Вы всегда втроем?
— Нет, предпочитаем отдыхать порознь, “страиваемся” только на концертах.
— Почему у вас такие приставки к именам?
Валерий Лысенко: У меня прическа всегда оригинальная, вот и прозвали Ежом.
Алексей Вихрев: А я, видимо, хороший человек (смеется). Сколько себя помню, ко мне все друзья так обращались.
— Сегодня вы исполнили песню про Чебоксары. У нас уже бывали в гостях?
Валерий Лысенко: Мы здесь впервые, но упоминать город, в котором выступаешь, — признак хорошего тона, это традиция. По центру немного погуляли — нам понравилось.
Юрий Сутковой: Пока Еж и Брат смотрели шоу байкерского фестиваля “Территория свободы”, я погулял по местному Арбату. Здесь красиво и уютно.
— Над чем в данный момент работаете?
Валерий Лысенко: У нас плотный гастрольный график, поэтому никаких записей сейчас не делаем. Во-первых, нет времени, а во-вторых, рынок CD практически умер.
— Как предпочитаете отдыхать?
Валерий Лысенко: Тупо валяться на диване, смотреть телевизор либо читать.
— Чем еще увлекаетесь?
Валерий Лысенко: Поскольку я донской казак, то все мои увлечения связаны с казачеством: книги, фильмы, народная музыка, в общем, все свободное от сцены время веду образ жизни простого донского казака.
Юрий Сутковой: Музыка — мое призвание, хотя со мной всю жизнь бок о бок идет еще и живопись. Причем рисую с пяти лет, а за гитару взялся только в армии, хотя мама преподает в питерском институте культуры музыку, вокал, сольфеджио.
— Как считаете, сейчас музыка переживает упадок?
Юрий Сутковой: Если говорить о рокабилли, то наблюдается некий подъем в Москве и еще в ряде российских городов. В Питере, на мой взгляд, все линейно, там звездный час прошел в 90-е и в начале 2000-х годов... Про другую музыку ничего не могу сказать, не интересуюсь уже давно.
Алексей Вихрев: Она в своем обычном аморфном состоянии, как и все общество.
Валерий Лысенко: Жизнь коротка, а музыка вечна!
— Откуда название группы?
— Этот вопрос часто задают. Во-первых, все знают стихотворение Самуила Маршака про бывшего министра. Во-вторых, с английского языка слово “twister” переводится как “мошенник”. Мы хотели стать отражением эпохи. Мистер Твистер также прозвище короля твиста Чабби Чекера. У певицы Конни Фрэнсис в репертуаре была соответствующая песня. Американцы создали стратегические ракеты “Твистер”.
— Вы любите выступать на вечеринках байкеров. Симпатизируете им?
Валерий Лысенко: Конечно, симпатия есть! С байкерами мы постоянно сотрудничаем, во время мотосезона обычно играем на всех фестивалях. Движение мотоциклистов ведь тоже зарождалось в 40-50-х, вместе с рокабилли. Именно в то время мотоцикл стал своеобразным символом свободы, а не просто средством передвижения.
Я старый байкер, или, как нас называли в 70-80-е, рокер. В моей “конюшне” были не только “Харлеи”, но и “Уралы” и даже “Триумф” 1937 года выпуска. А вот мотоцикл “Днепр” собрал сам, весь до винтика своими руками.
В 2000 году на мотоцикле “Урал” я проехал от Москвы до Парижа и обратно. Ирбитский завод, выпускавший “Уралы”, в рекламных целях подарил нам с бывшей женой мотоцикл и проспонсировал пробег до столицы Франции. (Бывшая жена Валерия Лысенко известная в России байкерша Вера Молодых. — Прим. авт.)
Ехали в Париж, сменяя друг друга за рулем, почти месяц — 25 дней, останавливались в каждом городе, где есть друзья. А в Европе их немало.
Когда приехали в Париж, об этом очень быстро узнали русские эмигранты и собрались поглазеть на нас. Удивлялись, как “Урал” доехал до Парижа. Ничего странного, мы добрались туда и вернулись обратно без единой поломки, надежный байк. Сейчас немного остепенился, пересел на машину, так удобнее передвигаться. На мотоцикле быстро устает спина.
Алексей Вихрев: Есть, конечно, приятели, но сфера деятельности у нас все-таки разная. Мне кажется, хард-рок — наиболее подходящая музыка для них, ну и наше рокабилли.
Юрий Сутковой: А я вот к байкерству как-то всегда ровно дышал, мне больше нравятся старые авто. И к стилю рокабилли это больше подходит, байкеры — всё же хард рок, волосатость, в общем 70-е годы. А мы — пятидесятники, старые американские тачки, коки и баки. Поскольку в СССР , в отличае от Запада, никогда не было ни американских машин, отделанных под стиль 50-60-х, ни соответствующих клубов, то именно поэтому Твистера примкнули к байкерству, как я думаю. Хотя, может, Ёж с Братом со мной и поспорят.