Покупай еду с оглядкой
Поступившее в редакцию SMS-сообщение на горячий номер было равносильно призыву SOS:
“Пожалуйста, в одном из ближайших номеров опубликуйте таблицу со списком сроков годности всех видов основных продуктов. Стало невозможно делать покупки без опасения за свое здоровье. К примеру, подпорченную рыбу во многих случаях засаливают, маскируя под соленую, хотя изнутри проступает гниль. Молочные продукты тоже часто испорчены, колбасы залежалые. Контроля нигде нет!”
В отделе Роспотребнадзора в Новочебоксарске в ответ на запрос редакции сообщили, что согласно требованиям Национального стандарта РФ “Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования” ГОСТ Р 51074 2003 изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Сведения для покупателя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше. Там же должны содержаться и данные о сроках годности и условиях хранения продукта.
Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов. Он может быть указан следующим образом: “Годен ___ часов (суток, месяцев или лет). Или: “Годен до___(дата)”. Или “Использовать (употребить) до___ (дата)”. После слов “годен до” ставят дату, включающую день, месяц и год, если срок годности не превышает трех месяцев, если превышает — указывают месяц и год.
Таким образом, советуют в Роспотребнадзоре, покупателю необходимо внимательно изучать информацию, нанесенную на потребительскую упаковку, и обращать особое внимание на условия хранения пищевых продуктов — в холодильном оборудовании и торговом зале магазина должны быть установлены термометры. Срок годности определяется параметрами температурного режима хранения: чем ниже температура, тем больше срок.
Если продукт не имеет индивидуальной потребительской упаковки, покупатель вправе затребовать у продавца удостоверение качества (качественное удостоверение), в котором производитель указывает дату выработки, условия хранения и срок годности.
По поводу того, что “контроля нигде нет”, в Роспотребнадзоре пояснили, что при проведении проверок служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года. Поэтому плановые проверки предприятий торговли проводятся не чаще одного раза в три года по согласованию с прокуратурой.
А основаниями для внеплановой проверки служат: во-первых, истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, во-вторых, поступление жалоб от граждан или информации от органов государственной власти, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, причинении этого вреда, нарушении прав потребителей. Более того, внеплановая выездная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть проведена по указанным основаниям только после согласования с прокуратурой.
Казалось, что покупатель, утверждающий, что “стало невозможно делать покупки без опасения за свое здоровье”, сгущает краски. Пока в редакцию не принесли буханку ржаного хлеба. Если раньше покупатели несли металлические предметы, нитки, ткань, обнаруженные в хлебном мякише, то на этот раз — мышиные экскременты. В Роспотребнадзоре принадлежность черных вкраплений в хлебе грызунам подтвердили. Но проблема в том, что проверить хлебопека, находящегося в Шоршелах, новочебоксарские специалисты-эксперты не могут. Письменную жалобу покупательницы направили в отдел Роспотребнадзора, которому подконтролен Марпосадский район. Намерены затребовать пояснений, кто и в каких условиях печет такой хлеб, и “Грани”.
Ситуацию, которая сейчас сложилась на потребительском рынке, вполне можно было ожидать. И дело не только в ограничении числа проверок. С 15 февраля 2010 года в России отменена обязательная сертификация пищевой и парфюмерной продукции.
Это значит, что производители косметики, посуды и пищевых продуктов получили право поставлять на полки магазинов свой товар, лишь заполнив декларацию на основании собственных доказательств ее безопасности и качества. А экспертизу не проходить.
Если продукты не будут соответствовать заявленному качеству, виновным грозит штраф. От одной до двух тысяч рублей для физических лиц, до десяти тысяч — для юридических. Специалисты считают, что штрафы очень маленькие, чтобы производитель и продавец почувствовали всю полноту ответственности.
В странах Евросоюза, например, где введена добровольная сертификация товаров, наказание для недобросовестных предпринимателей очень строгое. Допустим, если в магазине обнаружат просроченный товар, то этот магазин будет закрыт, а его владельцу запретят открывать торговые предприятия для продажи пищевых продуктов. Необходимо и в России внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях и тотально усилить контроль над потребительским рынком, считают эксперты.
Увы, просроченные продукты все свободнее прописываются на полках магазинов — системы утилизации таких в стране пока не существует. И пока покупателю лишь остается повысить бдительность.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии