Вы купили телефон...
Львиная доля жалоб среди непродовольственных товаров приходится на сотовые телефоны.
Глючат, барахлят, не заряжаются. А с продавцов, как говорится, взятки гладки.
Глючит, барахлит, не заряжается
Позвонивший в редакцию новочебоксарец обнаружил, что на мобильном западает цифра, непосредственно в день покупки. В магазине заменить некачественный товар не отказались, однако сначала попросили отнести его в сервисный центр на экспертизу. Так покупатель и поступил. Через десять дней мобильный вернули... в отремонтированном виде. Но продавцы менять его уже не захотели: условия, дескать, изменились — телефон исправен.
Что нужно учесть при покупке сотового, как им пользоваться и поступать в случае обнаружения недостатков? Об этом рассказала юрист республиканской общественной организации “Союз “В защиту прав потребителей” Марина ВЫРОСТАЙКИНА.
При покупке телефона, во-первых, надо определиться, что вы хотите, по техническому паспорту. Потому что очень часто покупатели жалуются на недостоверность предоставленной информации: вот я хотел такие-то функции, мне продавец наобещал, что они там есть, а выяснилось — нет.
Поскольку телефоны входят в перечень товаров, которые не подлежат обмену в течение 14 дней, если не подошли по габаритам, фасону, техническим характеристикам, вернуть их можно будет только в том случае, если эти характеристики не совпадают с изложенными в руководстве к телефону. То есть, если там сказано, что камера такая-то, а фактически другая, тогда можете требовать обмена. Ссылки на устные консультации продавца юридической силы не имеют.
Во-вторых, нужно взять чек, гарантийный талон. Обратите внимание, стоят ли печати и на гарантийном талоне, и на отрывных талончиках на ремонт. И обязательно сверьте IMEI. Он должен совпадать в трех местах: на самом телефоне, на упаковке и на гарантийном талоне. На телефоне IMEI надо проверять двумя способами. Первый — под аккумуляторным отсеком, второй — набрав *#06#. IMEI — это уникальный номер телефона, и ваше право обладания именно этим телефоном с этим номером должно быть подтверждено документально. Бывает, что на коробке стоит один номер, а на самом телефоне другой. Такой аппарат может иметь криминальное происхождение.
После покупки пользоваться мобильным нужно в соответствии с инструкцией. Особое внимание следует обратить на режим зарядки аккумулятора. Заряжайте телефон при полной разрядке батареи. Подзарядки постоянные — сейчас на 10 минут, потом на 10 — очень изнашивают аккумулятор, и он не прослужит столько, сколько гарантирует изготовитель. То есть зарядка должна быть полной, и только тогда, когда телефон в ней нуждается. И еще такой нюанс: в морозную погоду во избежание коррозии телефоны надо держать в тепле (поближе к телу) и на улице не разговаривать. По этой же причине не рекомендуется разговаривать под дождем, в ванной, где повышенная влажность.
При проявлении недостатка в телефоне у потребителя есть право обратиться в авторизованный сервисный центр за гарантийным ремонтом, минуя продавца. Тогда и пригодятся гарантийные талончики, которые он оформил при покупке. Но я бы все-таки рекомендовала предъявлять претензию непосредственно продавцу.
Имейте в виду, что телефоны не входят в перечень технически сложных товаров (это не относится к смартфонам и айфонам), поэтому достаточно любого дефекта, чтобы отказаться от договора купли-продажи.
По поводу недостатков. Телефон может иметь повреждение, связанное с аппаратной частью, которое устраняется заменой запчастей, пайкой и прочим. Также недостаток может иметь программный характер и возникнуть по вине либо пользователя, либо изготовителя. Если это вина пользователя, то при перепрограммировании недостаток полностью уходит. (Согласно инструкции изготовителей перепрограммирование не является ремонтом.) Если же он вновь проявляется, значит, это недостаток аппаратной части, имеет производственный характер, и исполнитель (продавец) обязан удовлетворить ваше требование.
Как писать претензию? Никогда не просите провести экспертизу. Потому что такого требования в законе не установлено, и способ реализации ваших прав при этом будет выбираться продавцом. Согласно ст. 18 вы можете потребовать возврата стоимости телефона, его обмена, ремонта, соразмерного уменьшения цены. А проверка качества проводится автоматически при предъявлении любого из этих требований.
Если потребуете ремонта, то его обязаны провести не более чем за 45 дней. У потребителя при этом есть право требовать на период ремонта аналогичный товар во временное пользование: не точь-в-точь такой, а любой телефон с аналогичными характеристиками. Если вам такой по письменному заявлению не предоставили, продавец обязан выплатить неустойку — по 1 проц. от стоимости товара за каждый день, пока вы без телефона. А если за 45 дней ремонт не сделают — можете требовать возврата стоимости товара.
Если вы отказываетесь от ремонта и предъявляете другое требование, у продавца есть право провести проверку качества телефона. Это не экспертиза, продавец сам определяет недостаток и его причину. Если возникает спор, проводится экспертиза, расходы по которой впоследствии ложатся на сторону, виновную в появлении данного недостатка. Сроки проведения экспертизы равны срокам удовлетворения конкретного требования потребителя. То есть если требуете возврата денег — 10 дней, обмена — 20 дней. Никаких дополнительных сроков на проведение экспертизы законом не предусмотрено.
Если возникнут вопросы, обращайтесь в Союз “В защиту прав потребителей” по адресу: Чебоксары, ул. Композиторов Воробьевых, 5, телефон 62‑08-11 (с 10.00 до 14.00).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии