Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Затрепещут смычки, озарятся подмостки

Директор, главный режиссер Чувашского государственного театра оперы и балета Максим Жучин. Фото автора.Затрепещут смычки,  озарятся подмостки директор главный режиссер Чувашского государственного театра оперы и балета Максим Жучин

Директор, главный режиссер Чувашского государственного театра оперы и балета Максим Жучин. Фото автора.


Постановщик спектаклей “Паяцы” Р.Леонкавалло, “Шывармань” Ф.Васильева, музыкальной сказки для детей “Снежная королева”, режиссер церемонии награждения победителей ХI республикан­ского конкурса театрального искусства “Узорчатый занавес”, лауреат театральной премии “Узорчатый занавес”, автор ряда значимых проектов, реализованных на сцене, среди которых Международный конкурс молодых оперных певцов, — такими вехами отмечен путь главного режиссера Чувашского государственного театра оперы и балета Максима Жучина в Чебоксарах.

Прежде чем занять должность главного режиссера театра в столице Чувашии, выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н.Римского-Корсакова (специальность — режиссер музыкального театра) работал в театрах города на Неве. К обязанностям главрежа государственного театра оперы и балета приступил 1 марта 2009 года. Спустя некоторое время его назначили и директором этого учреждения культуры.

Наша с Максимом Юрьевичем встреча состоялась незадолго до открытия II Международного конкурса молодых оперных певцов памяти Максима Дормидонтовича Михайлова, инициатором которого в свое время выступил Жучин. С предстоящего события мы и начали разговор.

— Нынешний конкурс будет очень представительный и по составу участников, и по географии. К творческому состязанию допущены 77 молодых оперных певцов, это почти в три раза больше, чем в прошлом году. Желание участвовать изъявили многие регионы России, Молдова, Украина, Беларусь, Монголия, Китай. Отрадно, что наш конкурс становится более известным, развивается.
Открывается он 20 августа. В этот день выступят лауреаты, дипломанты прошлогоднего творческого состязания, члены жюри. 21 и 22 августа — второй тур конкурса, 24-25-го — третий, гала-концерт лауреатов состоится 26 августа.
Мне кажется, зрителю будет интересно побывать на всех турах, потому что приезжают очень талантливые молодые певцы. Многие из них работают в профессиональных театрах, лауреаты всевозможных конкурсов.
Нам важно знать, как зал примет того или иного исполнителя, ведь мы планируем в дальнейшем сотрудничать с теми, кто станет лауреатом, лучшим, приглашать их для участия в наших спектаклях. Так, в прошедшем сезоне в рамках Международного оперного фестиваля партию Альфреда в “Травиате” исполнил лауреат первой премии Гуо Цианчжао.
— Кто будет оценивать способности молодых дарований?
— Состав жюри остался, можно сказать, неизменным, прежним. Но в этом году в него вошел еще и солист театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории уроженец Чувашии Сергей Никульшин, с которым мы дружим уже много лет, пели на одной сцене.
А возглавит конкурсную комиссию, как и в прошлом году, заслуженная артистка России Тамара Дмитриевна Новиченко, очень известный педагог Санкт-Петербургской консерватории. Ее ученики, среди которых Аня Нетребко, поют по всему миру. Сама Тамара Дмитриевна тоже прекрасно пела, работала в Мариинском театре, так же, как еще один член жюри заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Валерий Петрович Лебедь.
Кроме того, среди “арбитров” профессор Хэбэйского педагогического университета Ма Цзи Син, доцент Пекинской консерватории Жон Ши Джи, главный дирижер нашего театра Ольга Нестерова и я.
— Первый конкурс молодых оперных певцов прошел лишь благодаря энтузиазму его организаторов и финансовой поддержке китай­ской стороны. Изменилось ли что-нибудь за год?
— Министерство культуры ЧР в нынешнем году поддержало конкурс и выделило на его проведение 200 тысяч рублей. Нас оценили, признали. Это приятно. Сред­ства пошли на изготовление буклета, афиш, рекламного телевизионного ролика, на транспорт.
А наши китайские партнеры и на этот раз несут достаточно серьезную финансовую нагрузку. Это оплата проживания в гостинице, питания, билетов для всех участников из Китая, членов жюри, гонорары победителям, лауреатам, членам жюри. Вообще, питание и проживание для участников конкурса бесплатные. Это привлекает.
— А насколько привлекательны награды?
— Не думаю, что финансовая составляющая главная. Победа сама по себе важна. Когда становишься лауреатом международного конкурса — повышается твой статус певца. Даже для тех участников, которые не получают премий и дипломов (а таких много), конкурс — это ступенька для поднятия уровня мастерства.
— Кто из молодых певцов представляет Чувашию?
— Наш прекрасный солист Константин Москалев, который в прошлом году в силу разных причин не очень удачно выступил. Участвуют также новый солист театра, замечательный тенор, ученик Алевтины Васильевны Зинкиной Сергей Кузнецов, выпускники института культуры Иван Николаев и Елена Соколова.
— Каким видите будущее конкурса?
— В следующем году планируем сделать его конкурсом для низких голосов (басы, баритоны, меццо-сопрано). И это логично, ведь Максим Дормидонтович Михайлов — бас.
— 14 сентября в вашем театре начнется новый творческий сезон. Откроет его опера “Шывармань”. Почему она? И что ожидает зрителей в ближайшем будущем?
— Мы всегда открываем творческий год национальной постановкой. Раньше это была “Нарспи”, теперь появился новый спектакль.
В предстоящем сезоне поклонники театра увидят балет “Сарпике” — мы выиграли грант Президента ЧР. Поставит его наша известная балерина Елена Лемешев­ская, которая в Москве получает профессию балетмей­стера. У нее уже есть опыт — в рамках балетного фестиваля прошла премьера спектакля “Нунча”, поставленного ею вместе с Галиной Федоровной Никифоровой.
В дни Международного оперного фестиваля состоится премьера спектакля “Сказки Гофмана” Оффенбаха, в котором главную партию, сложнейшую, Гофмана, исполнит Иван Снигирев.
Возможно, сделаем еще несколько сверхплановых спектаклей. Обязательно будут постановка к зимним каникулам и еще один детский, уже оперный, спектакль, сказка “Кощей Бессмертный” на музыку Н.Римского-Корсакова. Вероятно, подготовим балет “Слуга двух господ”.
Пока планы такие. Надеюсь, они сбудутся. Главное — найти спонсоров для финансирования сверхплановых спектаклей.
— Какую задачу ставили, взвалив на себя нелегкую ношу главного режиссера?
— Своей главной задачей считал максимальное восстановление, “чистку” репертуара, который уже идет в театре.
Но помимо обычных, традиционных спектаклей по­явились Международный конкурс молодых оперных певцов, огромное количе­ство разноплановых концертов и программ, дающих возможность зрителю услышать новую музыку или открыть нового артиста, увидеть много раз слышанный материал по-другому. У нас появился фестиваль оперетты.
Большая заслуга в начинаниях принадлежит главному дирижеру Ольге Сетнеровне, постоянно предлагающей и внедряющей что-то новое. Сейчас появился очень интересный дирижер Дмитрий Банаев, который фонтанирует идеями и воплощает их.
Безразличных, равнодушных людей в театре нет. Каждый что-то предлагает: идею, проект, концерт... Мы не стоим на месте, развиваемся, в театре постоянно что-то новенькое происходит.
— От приезжих режиссеров-постановщиков часто можно услышать комплименты в адрес артистов театра. А как вы оцениваете возможности труппы?
— Я-то оцениваю очень высоко, но это не только моя оценка. Мы же выезжаем, выступаем в других регионах. Были в Ульяновске, Калуге, и все отмечают, что уровень певцов, артистов балета очень высокий.
Мы, конечно, не можем конкурировать с большими театрами, скажем, Москвы или Питера, но у нас есть свои возможности, силы, и мы стараемся их развивать. Отрадно, что с появлением в этом году нового художе­ственного руководителя балетной труппы вперед по­шла молодежь, ведь если не вливать молодую кровь, у театра будущего не будет.
— Сложно совмещать две должности — главрежа и директора?
— Приятно, что это разные виды деятельности. Огромное количество бумажек, конечно, отвлекает от творчества, зато репетируешь с удовольствием. Сложность в другом: в течение сезона нет времени на отдых, не до выходных, поэтому работаешь зачастую с 8-9 утра до 10-11 часов вечера. Это, бывает, выматывает. И плюс дома недовольны.
— Какая из административных обязанностей сейчас вас больше всего напрягает?
— Театр находится в процессе реконструкции, но когда она завершится, никто не знает. А жить надо сейчас.
У меня было очень большое желание отремонтировать часть помещений. Вроде имелись спонсоры, но, к сожалению, они не смогли помочь рабочей силой, и планы не осуществились.
Хочу в этом году сделать пол сцены для балетных спектаклей. Наш травмоопасный, весь в рытвинах. Когда приглашаем артистов к себе, они спрашивают: а у вас есть то-то? Нет? Не поедем.
Надеюсь, с переходом в автономное учреждение появится больше возможно­стей заработать и направить средства на то, что считаем нужным.
— Свою сольную певче­скую карьеру давно завершили?
— Да. Принять такое решение было достаточно тяжело, но я не жалею о нем.
— А о приезде в Чебоксары?
— Тоже нет. Никогда не жалел, поскольку хорошая атмосфера и в театре, и сам город мне очень нравится. Уютный, чистый, красивый, для жизни удобный.

  • Директор, главный режиссер Чувашского государственного театра оперы и балета Максим Жучин. Фото автора.