Затрепещут смычки, озарятся подмостки
Директор, главный режиссер Чувашского государственного театра оперы и балета Максим Жучин. Фото автора.
Постановщик спектаклей “Паяцы” Р.Леонкавалло, “Шывармань” Ф.Васильева, музыкальной сказки для детей “Снежная королева”, режиссер церемонии награждения победителей ХI республиканского конкурса театрального искусства “Узорчатый занавес”, лауреат театральной премии “Узорчатый занавес”, автор ряда значимых проектов, реализованных на сцене, среди которых Международный конкурс молодых оперных певцов, — такими вехами отмечен путь главного режиссера Чувашского государственного театра оперы и балета Максима Жучина в Чебоксарах.
Прежде чем занять должность главного режиссера театра в столице Чувашии, выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н.Римского-Корсакова (специальность — режиссер музыкального театра) работал в театрах города на Неве. К обязанностям главрежа государственного театра оперы и балета приступил 1 марта 2009 года. Спустя некоторое время его назначили и директором этого учреждения культуры.
Наша с Максимом Юрьевичем встреча состоялась незадолго до открытия II Международного конкурса молодых оперных певцов памяти Максима Дормидонтовича Михайлова, инициатором которого в свое время выступил Жучин. С предстоящего события мы и начали разговор.
— Нынешний конкурс будет очень представительный и по составу участников, и по географии. К творческому состязанию допущены 77 молодых оперных певцов, это почти в три раза больше, чем в прошлом году. Желание участвовать изъявили многие регионы России, Молдова, Украина, Беларусь, Монголия, Китай. Отрадно, что наш конкурс становится более известным, развивается.
Открывается он 20 августа. В этот день выступят лауреаты, дипломанты прошлогоднего творческого состязания, члены жюри. 21 и 22 августа — второй тур конкурса, 24-25-го — третий, гала-концерт лауреатов состоится 26 августа.
Мне кажется, зрителю будет интересно побывать на всех турах, потому что приезжают очень талантливые молодые певцы. Многие из них работают в профессиональных театрах, лауреаты всевозможных конкурсов.
Нам важно знать, как зал примет того или иного исполнителя, ведь мы планируем в дальнейшем сотрудничать с теми, кто станет лауреатом, лучшим, приглашать их для участия в наших спектаклях. Так, в прошедшем сезоне в рамках Международного оперного фестиваля партию Альфреда в “Травиате” исполнил лауреат первой премии Гуо Цианчжао.
— Кто будет оценивать способности молодых дарований?
— Состав жюри остался, можно сказать, неизменным, прежним. Но в этом году в него вошел еще и солист театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории уроженец Чувашии Сергей Никульшин, с которым мы дружим уже много лет, пели на одной сцене.
А возглавит конкурсную комиссию, как и в прошлом году, заслуженная артистка России Тамара Дмитриевна Новиченко, очень известный педагог Санкт-Петербургской консерватории. Ее ученики, среди которых Аня Нетребко, поют по всему миру. Сама Тамара Дмитриевна тоже прекрасно пела, работала в Мариинском театре, так же, как еще один член жюри заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Валерий Петрович Лебедь.
Кроме того, среди “арбитров” профессор Хэбэйского педагогического университета Ма Цзи Син, доцент Пекинской консерватории Жон Ши Джи, главный дирижер нашего театра Ольга Нестерова и я.
— Первый конкурс молодых оперных певцов прошел лишь благодаря энтузиазму его организаторов и финансовой поддержке китайской стороны. Изменилось ли что-нибудь за год?
— Министерство культуры ЧР в нынешнем году поддержало конкурс и выделило на его проведение 200 тысяч рублей. Нас оценили, признали. Это приятно. Средства пошли на изготовление буклета, афиш, рекламного телевизионного ролика, на транспорт.
А наши китайские партнеры и на этот раз несут достаточно серьезную финансовую нагрузку. Это оплата проживания в гостинице, питания, билетов для всех участников из Китая, членов жюри, гонорары победителям, лауреатам, членам жюри. Вообще, питание и проживание для участников конкурса бесплатные. Это привлекает.
— А насколько привлекательны награды?
— Не думаю, что финансовая составляющая главная. Победа сама по себе важна. Когда становишься лауреатом международного конкурса — повышается твой статус певца. Даже для тех участников, которые не получают премий и дипломов (а таких много), конкурс — это ступенька для поднятия уровня мастерства.
— Кто из молодых певцов представляет Чувашию?
— Наш прекрасный солист Константин Москалев, который в прошлом году в силу разных причин не очень удачно выступил. Участвуют также новый солист театра, замечательный тенор, ученик Алевтины Васильевны Зинкиной Сергей Кузнецов, выпускники института культуры Иван Николаев и Елена Соколова.
— Каким видите будущее конкурса?
— В следующем году планируем сделать его конкурсом для низких голосов (басы, баритоны, меццо-сопрано). И это логично, ведь Максим Дормидонтович Михайлов — бас.
— 14 сентября в вашем театре начнется новый творческий сезон. Откроет его опера “Шывармань”. Почему она? И что ожидает зрителей в ближайшем будущем?
— Мы всегда открываем творческий год национальной постановкой. Раньше это была “Нарспи”, теперь появился новый спектакль.
В предстоящем сезоне поклонники театра увидят балет “Сарпике” — мы выиграли грант Президента ЧР. Поставит его наша известная балерина Елена Лемешевская, которая в Москве получает профессию балетмейстера. У нее уже есть опыт — в рамках балетного фестиваля прошла премьера спектакля “Нунча”, поставленного ею вместе с Галиной Федоровной Никифоровой.
В дни Международного оперного фестиваля состоится премьера спектакля “Сказки Гофмана” Оффенбаха, в котором главную партию, сложнейшую, Гофмана, исполнит Иван Снигирев.
Возможно, сделаем еще несколько сверхплановых спектаклей. Обязательно будут постановка к зимним каникулам и еще один детский, уже оперный, спектакль, сказка “Кощей Бессмертный” на музыку Н.Римского-Корсакова. Вероятно, подготовим балет “Слуга двух господ”.
Пока планы такие. Надеюсь, они сбудутся. Главное — найти спонсоров для финансирования сверхплановых спектаклей.
— Какую задачу ставили, взвалив на себя нелегкую ношу главного режиссера?
— Своей главной задачей считал максимальное восстановление, “чистку” репертуара, который уже идет в театре.
Но помимо обычных, традиционных спектаклей появились Международный конкурс молодых оперных певцов, огромное количество разноплановых концертов и программ, дающих возможность зрителю услышать новую музыку или открыть нового артиста, увидеть много раз слышанный материал по-другому. У нас появился фестиваль оперетты.
Большая заслуга в начинаниях принадлежит главному дирижеру Ольге Сетнеровне, постоянно предлагающей и внедряющей что-то новое. Сейчас появился очень интересный дирижер Дмитрий Банаев, который фонтанирует идеями и воплощает их.
Безразличных, равнодушных людей в театре нет. Каждый что-то предлагает: идею, проект, концерт... Мы не стоим на месте, развиваемся, в театре постоянно что-то новенькое происходит.
— От приезжих режиссеров-постановщиков часто можно услышать комплименты в адрес артистов театра. А как вы оцениваете возможности труппы?
— Я-то оцениваю очень высоко, но это не только моя оценка. Мы же выезжаем, выступаем в других регионах. Были в Ульяновске, Калуге, и все отмечают, что уровень певцов, артистов балета очень высокий.
Мы, конечно, не можем конкурировать с большими театрами, скажем, Москвы или Питера, но у нас есть свои возможности, силы, и мы стараемся их развивать. Отрадно, что с появлением в этом году нового художественного руководителя балетной труппы вперед пошла молодежь, ведь если не вливать молодую кровь, у театра будущего не будет.
— Сложно совмещать две должности — главрежа и директора?
— Приятно, что это разные виды деятельности. Огромное количество бумажек, конечно, отвлекает от творчества, зато репетируешь с удовольствием. Сложность в другом: в течение сезона нет времени на отдых, не до выходных, поэтому работаешь зачастую с 8-9 утра до 10-11 часов вечера. Это, бывает, выматывает. И плюс дома недовольны.
— Какая из административных обязанностей сейчас вас больше всего напрягает?
— Театр находится в процессе реконструкции, но когда она завершится, никто не знает. А жить надо сейчас.
У меня было очень большое желание отремонтировать часть помещений. Вроде имелись спонсоры, но, к сожалению, они не смогли помочь рабочей силой, и планы не осуществились.
Хочу в этом году сделать пол сцены для балетных спектаклей. Наш травмоопасный, весь в рытвинах. Когда приглашаем артистов к себе, они спрашивают: а у вас есть то-то? Нет? Не поедем.
Надеюсь, с переходом в автономное учреждение появится больше возможностей заработать и направить средства на то, что считаем нужным.
— Свою сольную певческую карьеру давно завершили?
— Да. Принять такое решение было достаточно тяжело, но я не жалею о нем.
— А о приезде в Чебоксары?
— Тоже нет. Никогда не жалел, поскольку хорошая атмосфера и в театре, и сам город мне очень нравится. Уютный, чистый, красивый, для жизни удобный.