На “голубых крыльях”...
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”, — так словами из сказки Пушкина закончили рассказ об этом деле в союзе “В защиту прав потребителей”, когда я попросила сделать вывод и определить, в чем мораль. Однако пострадала супружеская пара, находящаяся на заслуженном отдыхе. Большинству пенсионеров, согласитесь, приходится сегодня искать и выбирать что подешевле. Да и не только пенсионерам. Поэтому всем не помешает знать, чем это может закончиться.
Случилось это почти год назад, когда новочебоксарские супруги решили навестить во время рождественских каникул дочку, вышедшую замуж за иностранца и уехавшую жить в Германию. Услуги “Аэрофлота” недешевы, поэтому пожилая пара обратилась за билетами в чебоксарскую туристическую фирму, где предложили на выбор несколько авиакомпаний и рейсов. Они выбрали по подходящей дате вылета рейс на самолет Москва — Лейпциг компании “Blue wings” (“Голубые крылья”). Заплатили 26 тысяч рублей, получили кассовый чек турфирмы и два электронных билета в оба конца, где, между прочим, не было ни слова по-русски. И отправились в путь.
В Германию долетели без приключений. Погостили в семье дочки. А когда 17 января прибыли в аэропорт, чтобы возвратиться домой, увидели объявление о том, что с 13 января компания “Blue wings” прекратила свое существование. Им предложили купить новые билеты на другой рейс и другой компании — купленные в турфирме превратились в ничего не значащие бумажки.
Средств на обратную дорогу у пенсионеров не было. И хорошо, дочка помогла: купила им билеты на рейс Берлин — Москва. Обратно супружеская чета летела уже самолетом родного “Аэрофлота”, где дорога в один конец встала даже дороже, чем у иностранной компании в оба, — в 30 тысяч рублей. Но зато по реальным билетам, с гарантированной доставкой.
Вернулись путешественники в Новочебоксарск, отдышались немного, собрались с силами и отправились в турфирму. По сути, они могли требовать полной компенсации ущерба, в том числе и стоимости перелета из Берлина. Но они попросили вернуть им деньги лишь за билеты на сорвавшийся рейс — 13 тысяч рублей. Однако и в удовлетворении этого требования турфирма супругам отказала. Пришлось им для разрешения спора обращаться в суд.
В ходе судебных разбирательств выяснилось много чего интересного. Пенсионеры, например, узнали, что турфирма является не продавцом билета, а агентом: билеты приобрела у посредника, оставив себе лишь по 200 рублей с каждого. А посредник (принципал) никакого договора с авиакомпанией не заключал, просто нашел в Интернете билеты и переслал. Более того, оказалось, что сам иностранный авиаперевозчик не имел аккредитации на территории Российской Федерации — за “голубые крылья” никто никакой ответственности у нас не нес. А это значило, что спор решать надо в международном суде.
Интересы новочебоксарцев представлял в суде союз “В защиту прав потребителей”. По закону за действия принципала агент, действительно, не отвечает, признал представитель. Вместе с тем ответчиком оказана услуга по приобретению билетов для авиапассажиров, значит, непосредственно на турфирме лежит ответственность за эту услугу. Закон РФ “О защите прав потребителей” (ст. 8, 10) закрепил за потребителем право на необходимую и достоверную информацию об исполнителе, продавце и о работах, услугах, причем эта информация должна доводиться на русском языке, чтобы потребитель мог сделать правильный выбор. Этого права и лишил супругов ответчик, только в суде они узнали все нюансы продажи билетов, оформленных к тому же на английском языке.
Суд двух инстанций счел требования истцов о возврате уплаченной за билеты суммы обоснованными. Решил взыскать с ответчика в пользу потребителей 13 тысяч рублей, плюс неустойку за срыв сроков выполнения требования — по 1 тысяче и моральный вред — по 2 тысячи рублей на каждого, а также расходы на представителя в суде. На турфирму к тому же наложен штраф в размере половины цены иска — 9500 рублей.
***
КСТАТИ
Союз “В защиту прав потребителей” сменил свой адрес. Точнее, переехал на прежнее место, которое занимал много лет назад, — ул. Композиторов Воробьевых, 5, вход через “Ступени”, кабинет № 206. Телефон прежний — 50-96-99.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии