Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Надоели “перевозчик” и “любовный гороскоп”

0

Меня достали SMS-ки рекламного характера. С телефона 77-11-77, наверное, с месяц уже предлагают персональный гороскоп на неделю. А с телефона 77-08-13 — любовный. Посылают SMS таксисты, магазин “Seven” и так далее. Свой номер телефона я никому из них не давала, ни в чьих услугах не нуждаюсь. Как пресечь этот рекламный поток?
Галина

В связи с многочисленными обращениями граждан, поступающими по вопросам распространения рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента, на сайте Чувашского УФАС России сообщается: в соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона “О рекламе” распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламорас­пространитель не докажет, что такое согласие было получено. Ответственность за данное нарушение возложена на рекламорас­пространителя.
В качестве рекламораспространителя может быть признано и лицо, являющееся оператором связи, особенно в случае предоставления им иному лицу “короткого номера”, предназначенного для одновременной массовой отправки sms-сообщений широкому кругу лиц. В таком случае оператору связи как рекламораспространителю может быть выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе с тем, чтобы он контролировал наличие согласия на получение рекламы тех лиц, которым его контрагент планирует рассылать sms-сообщения с данного “короткого номера”.
Чтобы привлечь нарушителя к ответ­ственности, УФАС предлагает подавать заявление в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе. Заявление должно содержать: наименование рекламодателя, рекламораспространителя; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодатель­ства о рекламе, с приложением имеющихся доказательств (в обязательном порядке копии договора на оказание услуг связи); требования заявителя; в случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.
Нарушение рекламодателем, рекламо­производителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе в соответствии со статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение админи­стративного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 4 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
На сайте “На-связи” пострадавшие от навязчивой рекламы предлагают свои менее хлопотные способы борьбы с рассылкой. Самый легкий — это позвонить по тому телефону, который указан в sms-сообщении, и попросить исключить вас из данной рассылки. Кто-то предпочитает повредничать. “Я отучил таксистов слать мне рекламу так, — пишет один из пользователей сайта. — Приходит sms-ка, звоню по номеру, заказываю машину, чтобы забрали в назначенном месте. Через час-два звонок от оператора — машина подана, на что отвечаю, что, дескать, вы шлете спам и услугами вашими я пользоваться не буду. Далее следуют истерики, угрозы занести меня в черный список, что, собственно, мне и надо”.
А еще можно позвонить в службу поддержки оператора сотовой связи: если это “Билайн” — по номеру 0611, “Мегафон” — 0500, МТС — 0890, и попросить отключить sms-рассылку с “коротких номеров”.
Что я и сделала, когда вместо предложения узнать свой гороскоп (эти sms-ки просто удаляла) получила сообщение, что во­прос решен без моего участия и желания. “Вам подключена услуга “Подписка Любовный гороскоп на 7 дней бесплатно, — значилось в sms. — Начиная с 8-го дня стоимость услуги составит 16.93 с НДС/7 дней”. И телефон провайдера, навязавшего услугу, похожий на городской, — 77-11-77.
Пожаловалась сотовому оператору на бесцеремонность телефонного астролога, спросила, каким образом мой номер мог попасть в его базу данных. Ведь ни в Интернете его не оставляла, ни по телефону к звездным предсказателям не обращалась. Мне сообщили, что рассылки совершаются по случайному подбору номеров, и любезно предложили подключить услугу “Запрет контента”. Больше любовных гороскопов мне не предлагали. Заодно и “перевозчик” с “увезем”, “работа” и “юрист” домогаться перестали.