Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Нет сдачи? Получай штраф

moneta.jpgНет сдачи? Получай штраф деньги Правовед сдачи

moneta.jpg


На прошлой неделе я не смог купить в магазине хлеба, так как у продавца не было сдачи.
Дело было не с утра, а часов в 5 вечера, в торговой точке уже должна бы скопиться наличность для размена. Но подал сто рублей и слышу: “Нету сдачи”. Хлеб есть, деньги имеются, а купить ничего не могу. Полчаса с работницей, стоявшей за прилавком, объяснялся. Поездил по миру, знаю, ни­где нет такого, чтобы находящиеся в обращении деньги не принимали и отказывались обслужить. Должна быть в магазине сдача. Однако продавец стояла на своем: нет сдачи, и все! Ничего никому не должна!
Пришлось идти в другой магазин, там и необходимый мне товар приобрел, и сдачу со сторублевой купюры дали. Но задело меня, что на российские деньги порой и хлеба не купишь, поэтому на следующий день обратился в администрацию города. В отделе торговли дали телефон предприятия, которому принадлежит магазин. А там в ответ на мою жалобу пообещали наказать продавца — лишить премии.
Но мне кажется, таким вообще не место в торговле, она же и дальше так работать будет! Я настаиваю на том, чтобы продавца уволили. Насколько правомерны мои требования?
Борис Николаевич

Отвечает юрисконсульт общества защиты прав потребителей “Правовед” Ирина ИВАНОВА.
Действительно, в США дей­ствует закон, согласно которому продавец, не имеющий сдачи, обязан обслужить покупателя бесплатно. В России на этот счет тоже есть свои законы.
Абсолютно все продавцы обязаны сдать сдачу, не требуя мелочи, размена денег. Они также должны принимать любые купюры и монеты, как крупные, так и мелкие. Это предусматривают Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, которые утверждены письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104. Согласно этим правилам руководство магазина обязано обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами “в количестве, необходимом для расчетов с покупателями”.
Помимо этого существует письмо Роскомторга от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 “О примерных правилах работы предприятий розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети”. Пункт 38 данного документа запрещает предлагать покупателю вместо сдачи какие-либо товары или требовать, чтобы клиент разменял деньги самостоятельно.
Отсутствие сдачи не является основанием для отказа продать товар, об этом говорится в ст. 426 Гражданского кодекса РФ: “Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается”. Иначе покупатель вправе даже обратиться в суд с требованием о понуждении продать товар и возмещением понесенных в связи с этим убытков (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Покупателю необходимо было зафиксировать факт отказа продать товар в книге отзывов и предложений. А затем обратиться с письменной жалобой в Роспотребнадзор. Несговорчивому продавцу грозит штраф по статье 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Увольнение данными законодательными актами не предусмотрено.
 

  • moneta.jpg