Простой товар и технически сложный — есть разница!
Отвечает юрисконсульт общества защиты прав потребителей “Правовед” Ирина ИВАНОВА.
Ольга: В мае купила босоножки за 5060 руб. К концу лета лопнула подошва. Написала претензию о возврате денег. В магазине обувь забрали на проверку, обещали позвонить. Как себя вести?
— При требовании возврата денег проверку качества товара должны успеть провести в срок, отведенный для удовлетворения этого требования, то есть в течение 10 дней. А за каждый день просрочки продавец обязан будет выплатить неустойку в размере одного процента от стоимости обуви.
— А если скажут, что проверка не выявила брака, и в том, что лопнула подошва, обвинят меня?
— Тогда заберете обувь, проведете экспертизу самостоятельно. И если все-таки подтвердится производственный дефект, продавец должен будет вернуть деньги и за босоножки, и за экспертизу. Закон предоставляет потребителю право оспорить заключение экспертизы и в судебном порядке. В иске вы также можете требовать выплаты неустойки и морального вреда.
— Сроки предъявления претензий не истекут? В течение какого времени я могу требовать возврата денег, ведь гарантийный срок, даже если был, давно истек?
— В течение двух лет с момента покупки. В Законе РФ “О защите прав потребителей” (ст.19) об этом говорится так: в отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены или составляют менее двух лет, покупатель вправе предъявить свои претензии в пределах двух лет со дня покупки, если докажет, что недостатки возникли до момента передачи товара, то есть изначально присутствовал брак.
Галина Кондратьевна: Купленный холодильник включили не сразу, а где-то через месяц. Недели через две на морозильной камере образовалась шапка снега — морозил как-то неправильно. Вызвали мастера, тот сказал, что не может ничего понять, нужно вскрывать. А зачем нам его вскрывать и ремонтировать, если мы его только-только купили. В законе говорится, что товар с недостатками должны поменять на качественный...
— Холодильник относится к технически сложным товарам. Такие товары при обнаружении ненадлежащего качества могут быть возвращены продавцу лишь в течение 15 дней со дня покупки. Если недостатки в технически сложных товарах обнаружены спустя 15 дней, то претендовать на обмен и возврат денег можно только в случаях обнаружения существенного недостатка товара, нарушения установленных законом сроков ремонта или невозможности использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней.
Вам нужно провести экспертизу. И если она подтвердит, что недостатки существенные (неустранимые), то сможете холодильник обменять. Или отдавайте на ремонт, но следите, чтобы он не превышал 45 дней. Если хоть на день будет задержка, вы вправе предъявить другое требование: о замене или возврате денег. Начало отсчета сроков ремонта пойдет с момента принятия вашей претензии об устранении недостатков. То есть, как положено, вручайте продавцу претензию под роспись на втором (вашем) экземпляре, если не принимает — отправляйте заказным письмом с уведомлением. Доставка крупногабаритного товара и товара весом свыше 5 кг для ремонта, замены, возврата проводится за счет продавца.