Там, где зарождался андеграунд
Трудно было узнать в этих солидных, статных мужчинах с благородной сединой участников популярных в Чувашии неформальных молодежных объединений девяностых годов ХХ века. Однако рокеры, байкеры, рейверы, панки и рэперы, которых знала вся продвинутая молодежь Новочебоксарска и столицы республики, не растеряли ни таланта, ни энергии, ни харизмы. Все они собрались 18 ноября в стенах Музейно-выставочного центра и стали первыми почетными гостями выставки “Звуки ЧЕ: 90-е”.
Атмосфера 90-х
Организаторы мероприятия постарались максимально полно передать антураж и атмосферу, царившие в субкультуре 90-х годов в Чувашии. На выставочных конструкциях, нарочито небрежно собранных из гофрокартона и разноцветной клейкой ленты, были представлены афиши, фотографии и тексты популярных песен. Здесь же можно было ознакомиться с раритетными атрибутами различных неформальных группировок того времени. Среди них — музыкальные инструменты, предметы гардероба, сценические костюмы, первые сотовые телефоны, кассетники и многое другое.
“Казалось бы, что лучше всего для подобной выставки подходит лофт-пространство. Но мы решили, что мероприятие непременно нужно провести в стенах Музейно-выставочного центра, чтобы посетители увидели некий контраст между атмосферой того времени и убранством особняка Ефремовых. Чтобы подчеркнуть неофициальность мероприятия, наши художники и автор выставки заведующий сектором новой и новейшей истории Национального музея Андрей ЗАРУБИН решили не останавливаться на традиционных формах оформления конструкций. Такое художественное решение, я надеюсь, поможет нынешней молодежи лучше понять атмосферу 90-х годов, узнать, насколько ярко и интересно жили их родители”, — рассказала директор Чувашского национального музея Ирина МЕНЬШИКОВА.
Для более полного погружения в субкультуру послеперестроечных времен организаторы выставки записали интервью с ведущими исполнителями и представителями неформальных движений. Также гости встречи получили уникальную возможность послушать аудиозаписи популярных местных музыкальных групп, таких как “Мистер Вист”, “8 этаж”, “Демо”, “Набат”, “Делирий”, “Диво”, “Ежик´s”, “Теория насилия”, “Бункер” и “Crazer”. Для этого на стендах были размещены QR-коды со ссылками на музыкальные композиции.
Экс-председатель Государственного комитета Чувашии по делам молодежи Евгений ПЕТРОВ отметил: “Очень важно, что близкая когда-то нам субкультура становится достоянием современной молодежи. Здорово, что мы вспоминаем, здорово, что люди, которые формировали музыкальные течения того времени, сегодня присутствуют здесь. Я лично знаком со многими из них. Ребята достигли определенных вершин, потому что привыкли развиваться, неординарно мыслить, творить, и продолжают заниматься этим и сейчас”.
Разные пути
Действительно, многие популярные в 90-е исполнители и сегодня продолжают радовать слушателей своим творчеством. Песни умудренных опытом “бунтарей” стали более глубокими, осмысленными.
Среди тех, кто увлечение превратил в профессиональную деятельность, — Андрей СЕМИЛЕТОВ. На импровизированной сценической площадке в стенах музея лидер группы “Набат” исполнил одну из своих новых песен “Хороводы”.
“Тогда мы были молоды. В 90-х годах было большое количество концертов, именно рок-концертов, было много интересных самобытных авторских групп, ну вот и мы влились так плавно и потом стали выступать, — вспоминает исполнитель. — Основными площадками были дворцы культуры ЧГУ и приборостроительного завода. А лучшей рекламой — “сарафанное радио”.
В нынешней эпидемиологической обстановке, признается Андрей Семилетов, тяжело планировать концерты. “Но при необходимости мы собираемся всей группой, репетируем, у нас есть хороший материал и преданный слушатель”.
А вот Андрей АНИКИН, более известный в девяностые как Andron, на сцене сегодня больше не выступает, играет только для себя. Хотя за его плечами участие в таких группах, как “May Day”, “Кеды”, “Military snakes”, “Самка пистолета” и “Грустные карбюраторы”.
Его творческий путь неразрывно связан с Новочебоксарском. А начиналось всё в далеком 1989 году. “Сначала перепевали песни групп “Кино” и “Наутилус Помпилиус”, потом стали сочинять собственные композиции. Собирались у кого-нибудь в квартире, репетировали. Частенько выступали на агитплощадках. Например, у четвертого дома по улице Коммунистической. Также давали концерты в ДК “Химик”, — рассказал корреспонденту газеты “Грани” Андрей Аникин.
Исполнитель уверен, что Новочебоксарск в 90-е годы ХХ столетия не только не уступал столице Чувашии по уровню развития молодежной музыкальной культуры, но даже во многом опережал ее: “Существовала именно новочебоксарская школа, она отличалась своей прогрессивностью. Это уже был не рок в чистом виде, а его преобразование, новая волна. Я считаю, что Новочебоксарск и сегодня остается более продвинутым в андеграундной культуре”.
Погрузиться в атмосферу эпохи перемен с ее неформальными молодежными движениями и музыкальными направлениями можно до 28 февраля 2022 года. Выставка доступна по “Пушкинской карте”. Вход по QR-кодам.
Фото автора и из архива Чувашского национального музея
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Храбрый Чапай. Правнучка комдива рассказала новочебоксарцам о своем предке
- Из Казани с любовью к своим землякам
- Чапаев в Пугачеве
- Крылов из Крылова. Что связывает семьи кораблестроителя Алексея Крылова и физика Петра Капицы
- Музей Чапаева в Чебоксарах: что нового и необычного появилось после реконструкции
- Письма Чапаю