Валерий ПРОВОРОВ: Мечты обязаны сбываться
Художественный руководитель Чувашского государственного экспериментального театра (мим-театра “Дождь”), заслуженный артист Чувашской Республики Валерий ПРОВОРОВ
Художественный руководитель Чувашского государственного экспериментального театра (мим-театра “Дождь”), заслуженный артист Чувашской Республики Валерий ПРОВОРОВ чем-то похож на китайскую шкатулку с секретом. Вот уже в третий раз “Грани” готовят с ним большое интервью (предыдущие вышли в ноябре 2016 года и декабре 2010-го). Каждый раз мы говорим вроде бы об одном и том же — творческом пути артиста и жизни театра, и каждый раз в разговоре открываются новые смыслы. Не стала исключением и нынешняя беседа, состоявшаяся в стенах театра на днях и приуроченная к 65-летнему юбилею его руководителя.
— Валерий Николаевич, в репертуаре театра есть спектакль “Дворик”. Правда ли, что в его основе ваши детские воспоминания из начала шестидесятых?
— Связь, безусловно, есть. Я с родителями и братом жил в Новочебоксарске в доме № 8 по ул. Жени Крутовой, в нем на первом этаже расположен магазин “Сокол”. И да, практически все мое детство прошло во дворе. В четырех домах, которые его составляли, детей и подростков было очень много. К слову, одним из настоящих друзей детства была для меня Света Смирнова, будущий журналист газеты “Грани”. По сути, в одном нашем дворе было несколько поколений. Сначала я дружил с теми, кто старше, потом с ровесниками.
— Хулиганили?
— Как и в любом дворе, ребята были разные, как настоящие хулиганы, так и те, кому просто некуда было девать энергию. У последних шалости если и были, то достаточно безобидные. После выхода фильма подбрасывали записки с подписью “Фантомас”, пугали прохожих, надев чулок, будто это маска Фантомаса.
А еще мы мечтали. Заполняли опросники, нами самими же составленные. В них нужно было честно ответить на десять вопросов, в том числе “Кем мечтаешь быть?”. Сам я мечтал тогда стать военным. Ответы на листочках мы сохранили, чтобы вернуться к ним много лет спустя.
— Помните, как появилось ваше первое прозвище?
— Конечно. В школе набирали театральный кружок, и я записался. Первое представление состоялось на новогодней елке. Мне доверили роль Капитана. Я выходил вперед и гордо говорил: “Я Капитан. Я Волгу семь раз переплывал”. И через небольшую паузу добавлял: “На лодке”. Все покатывались со смеху. И эту роль я сыграл на всех елках в классах с первого по восьмой. Потом по коридору не мог спокойно пройти, чтобы кто-то не показывал пальцем: “Смотри, капитан идет”. Это была первая слава артиста.
— Но поступили вы не в театральный, а в речное училище в Звенигове?
— Да, и при этом играл в народном театре. Однажды к нам приехал актер Республиканского русского драмтеатра из Йошкар-Олы, он и посоветовал мне поступать в Казанский институт культуры. На мастер-классе он так здорово читал стихотворение “Цветок” Пушкина, что я “поучился” у него. Потом я читал этот “Цветок” на вступительном экзамене в Казани, позже в Ленинграде, и везде впечатлил экзаменаторов.
— Когда вы впервые увидели пантомиму?
— В шестидесятые по черно-белому телевизору, в исполнении великого Марселя Марсо. Помните эту знаменитую походку, когда он шел и при этом оставался на месте. А осваивал я это искусство в семидесятые в Казани, там был педагог, владеющий этой техникой. Потом продолжил в Ленинграде, когда поступил в Ленинградскую высшую школу культуры на специальность “режиссер драмы”. Там же познакомился с Вячеславом Полуниным, мы оба занимались у Елены Викторовны Марковой.
— Пантомима — это основа мим-театра?
— Не столько пантомима, сколько пантомимическая клоунада. В 1986 году я вернулся в Чебоксары, и мне удалось открыть школу пантомимы. Занимались в ДК агрегатного завода.
После премьеры, состоявшейся примерно через полгода, нам разрешили открыть свой театр. Так зарождался мим-театр “Дождь”, просуществовавший в таком качестве почти два десятка лет. В нынешнее здание в Новочебоксарске, по ул. Солнечной, 3, мы переехали в конце 2007 года. Тогда же начали оборудовать здание бывшей библиотеки под театр.
— Сейчас ваше детище обустроено в полной мере?
— Переоборудовали здание мы еще тогда, в конце 2010-х. Последние пять лет благодаря проекту “Единой России” “Культура малой родины” (направление “Театры малых городов”) мы получаем финансирование на постановку новых спектаклей, приобретение костюмов. За эти годы мы полностью обновили световое и звуковое оборудование, приобрели светодиодную стену. Их используют в современных шоу, благодаря им можно за секунду создать иллюзию пребывания хоть в квартире, хоть на городской площади, хоть где-нибудь на природе. А еще мы приобрели автобус для гастролей.
— Продолжаете выезжать?
— В основном по республике. Среди давних друзей — театры в Козьмодемьянске, Кстово и Нижнем Новгороде. Мы ездим к ним, они приезжают к нам. Сейчас, конечно, стало сложнее из-за ситуации с коронавирусом. Надеемся, что пандемия не навсегда и со временем все снова наладится.
Традиционно участвуем в фестивале 1 апреля в Санкт-Петербурге и параде клоунов по Невскому проспекту. Последние два года, правда, пропустили.
— Какие новые спектакли появились в репертуаре театра?
— Поставили три новых детских спектакля. Это “Буратино. И такое бывает”, “Незнайка и компания”, “Красная Шапочка. Перезагрузка”. Основу всех трех составляют детские стихи Андрея Вельева. Из взрослых — две последние постановки “Четыре солдата в поисках мира” (автор пьесы Алекс Бьерклунд) и “Рыбки, Васька и пес с ними” (автор Александр Штендлер). В своем жанре мы также продолжаем работать. Спектаклю “Бабочка”, к примеру, уже больше 30 лет.
— Премьеры будут?
— Предположительно 28 февраля состоится первый показ спектакля “Привидение в гостях у клоунов”. Это история о том, что если мы не идем по пути добра, то неизбежно ступаем на путь зла. И все это мы рассказываем при помощи клоунады и пантомимы.
Другой спектакль, в котором главные герои — собаки, называется “Зимы не будет”. Его премьера намечена на осень 2022 года. Автор пьесы Виктор Ольшанский.
— За последние пять лет состав труппы изменился?
— Из тех, с кем я создавал в 1986 году театр, остались заслуженные артистки Чувашии Инна Смирнова и Ольга Степанова. Они носители самой идеи мим-театра “Дождь”, когда по капельке, по капельке возникает очищающий дождь, создающий на небе радугу.
На несколько лет позже пришел в коллектив Андрей Орлов. Плюс выпускники набранного мной курса в институте культуры в Чебоксарах. Я выпускал курс дважды: в 2007 и 2017 годах. На следующий год планирую набрать студентов снова.
— Детская студия при театре продолжает работать?
— Да, с детьми занимаются заведующая литературной частью Елена Иванова и актрисы Дарья Барышникова и Анна Кокарева. Всего они ведут пять групп разного возраста. Некоторые юные артисты участвуют в наших постановках.
— Валерий Николаевич, все ли ваши мечты в жизни исполнились?
— Никогда не думал, что доживу до своих нынешних лет, хотя возраст в нашем театре совершенно не ощущается. За свою жизнь я строил свой театр четыре раза, включая нынешнее здание. Сегодня у нас сплоченная группа единомышленников. Мы сами не вечные, но рассказываем о вещах, которые вне времени. Как представители духовенства, увидевшие наш спектакль “Бабочка”, сказали, что спектакль этот божественный.
Хочется, чтобы цепочка не рвалась.
— А “Дворик”?
— Это представление для взрослых с детьми. Сама идея спектакля в том, что в начале шестидесятых годов во дворе совсем ненадолго появляется мальчик. И буквально за два дня он переворачивает взгляды на жизнь всех его обитателей. Заставляет их вспомнить свои мечты и поверить в их осуществление, пусть даже и во сне.
А наяву... Лет десять тому назад мы собрали в нашем театре тех мальчишек и девчонок, что жили в нашем дворе в шестидесятые-семидесятые годы. Пришли несколько десятков человек. Очень интересно было посмотреть, как они сейчас воспринимают свои мечты полувековой давности. У кого-то они сбылись, у кого-то нет, многие со временем стали мечтать о другом. Я же хочу обратиться ко всем: мечтайте! Мечты обязаны сбываться.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати