Взял кредит — спасай себя сам. Пока...
Редакция получила письмо от героя статьи “Взял в банке 10 тысяч рублей, а вернуть придется 20”, опубликованной в “Гранях” 27 июля.
“Дорогие читатели! К вам обращается тот самый герой статьи, названный автором Иваном Петровичем. Хочу рассказать о том, как же закончилась история с кредитом, взятым в одном из банков Новочебоксарска.
Четыре инстанции поочередно спускали друг другу мою жалобу на коммерческий банк. Это Федеральная антимонопольная служба по ЧР, Управление Роспотребнадзора по ЧР, Союз в защиту прав потребителей, Территориальный отдел Роспотребнадзора по Новочебоксарску.
Со дня обращения в первую инстанцию и до получения резолюции-отписки из последней прошел один месяц и пять дней (от 7 июля до 12 августа). В этой резолюции-отписке за подписью заместителя начальника отдела, если перевести на простой человеческий язык, говорится: “Вы, гражданин, раз вляпались — расхлебывайте сами. Обратитесь к мировым судьям (посылают уже в другую инстанцию), пусть они подскажут, что делать!”
Но позвольте, господа чиновники! Я же в вашем лице обратился к государству за помощью и защитой. Это сколько же можно отфутболивать? Спрашивается, для чего государство содержит такой большой аппарат чиновников в контролирующих органах, если они не могут защитить обыкновенного потребителя, налогоплательщика, в конце концов? Где правды-то искать?”
Увы, автор этого письма не единственный, кто попал в сети финансовых организаций, которые расставляются очень умело и, к сожалению, юридически грамотно и верно.
Так, недавно в “Грани” обратилась женщина, сын которой купил телефон в кредит. Если бы этот аппарат молодой человек приобрел в магазине, то обошелся бы он ему в 8 тысяч рублей, а вот взяв в кредит, за полгода должен вернуть банку уже 16 тысяч рублей.
Откуда собралась, спросите, такая огромная сумма? Все просто. Точно так же, как и в случае с Иваном Петровичем: за страхование, при этом кроме страхования жизни и потери работы молодому человеку предложили еще застраховать сам телефон.
Не успев толком попользоваться новеньким аппаратом, молодой человек его потерял. И вот тут вспомнил о том, что застраховал телефон и даже заплатил за это около 2 тысяч рублей. Начал он читать договор. Мелким шрифтом черным по белому было написано, что страховка выплачивается только в случае землетрясений и пожаров. Случаев, при которых она не выплачивается, оказалось куда больше, и, конечно, ни кража, ни потеря телефона в него не входили.
Не так давно российский Интернет взорвала история продавца сантехники из Воронежа, который с помощью сканера изменил присланную банком анкету-предложение. Это исправление прошло незамеченным банковским служащим и позволило не платить грабительские проценты, изложенные “мелким шрифтом”. Противостояние банкира и мелкого служащего закончилось недавно перемирием, и банк, и его клиент отозвали иски из суда.
Проблему “мелкого шрифта” недавно поднял Владимир Путин во время разговора с руководителем Сбербанка Германом Грефом: “Финансовые учреждения должны предоставлять свои продукты, особенно гражданам, таким образом, чтобы для получателей кредитов было изначально все понятно, чтобы там не было каких-то закопанных вещей, которые люди изначально не видят: где-то в конце мелким шрифтом что-то написано, а потом сталкиваются с реальными проблемами, к которым не готовы. Это и для людей плохо, и для финансовых учреждений”.
На что Герман Греф ответил: “Сейчас совместно с Центральным банком мы пытаемся разработать специальный закон, который регулировал бы этот рынок, потому что, действительно, огромное количество комиссий зашивается в непрозрачные договоры. Иногда ставка по различного рода комиссиям достигает размера еще одной ставки по кредиту. И эту ситуацию нужно менять, особенно с учетом того, что, по нашим оценкам, сегодня закредитованность граждан уже достаточно велика, особенно по потребительским кредитам”.
Пока проблема “мелкого шрифта” только обсуждается и разрабатываются механизмы защиты, потребителям остается самим быть внимательными, читать договор от начала до конца, прояснить для себя все пункты и только после этого ставить подпись. Ну или же, если не уверены в своих силах, то в банк отправляйтесь с юристом.
Комментарии
Если все юридически грамотно составлено, то что же он хочет от государства. Государство защищает всех участников.
Государство защищает Закон, чтобы он исполнялся. Оно не может отменить заключенный Договор, это не законно.
Если гражданин подписывает кабальный договор - он это делает осознанно или он должен сказать, что в это время он находлся в не адекватном состоянии и не мог знать о последствиях своего решения, то есть по сути признаться в отсутствии мозгов.
Вы хотите, чтобы государство защищало людей от их собственной глупости, как родители защищают маленьких детей.
Я не защищаю банкиров. Они "волки" и хотят стричь "овец". И это надо знать и понимать.
Согласна. Взял кредит- плати
Никогда не спешите подписывать договор в кредитных учреждениях.Внимательно читайте договор,чтобы не получилось как в истории с молодым человеком.Ведь наверняка он хотел побыстрее получить в свои руки заветный телефон и договор подписал неглядя.Вот к чему приводит спешка.
Я вообще не пойму, из-за чего сыр - бор. 10 тысяч взял? Кто берет 10 тысяч? Неимущий! Чем он будет рассчитываться? ничем! Если 10 заработать не может.
Сейчас банки вообще почти всем кредиты дают, лишь бы дать. А люди на радостях и пользуются...
Только потом сильно за это расплачиваются.
Ну я думаю для малоимущих 10 тыс. в месяц отдать сразу слишком большая сумма,а каждый месяц отдавать по 1 тыс. вроде как незаметно.Поэтому и берут в кредит телефоны.
Раньше банки очень строго относились к выдаче кредита. Чаще отказывали, поскольку сами понимали, что человек, возможно, не вернет заем обратно. Звонили родственникам и на работу, чтобы узнать уровень платежеспособности заемщика, даже если он брал небольшую сумму.
Не знаю, делают ли это сейчас, но факт остается фактом: число кредитов стремительно растет.
Только вчера проходила мимо отделения Сбербанка в центре города. Так на небольшом участке пути (от Детского мира до перекрестка) стояли 3 девушки, раздающие листовки с "выгодными" условиями кредита от Сбербанка. У одной взяла, поскольку не знала, о чем вообще листовка. Двоих просто игнорировала.
Почему они с таким же энтузиазмом не раздают листовки с условиями вкладов?
Потому что им вклады населения не нужны. Слишком много возни. Легче (дешевле) взять огромную сумму у одного, чем много маленьких вкладов. Затраты на обслуживание достаточно высокие.
С кредитами та же "фигня". Но за счет высокой ставки все работает. Добропорядочные заемщики покрывают все расходы, в том числе и по невозвратам.
Артур! Про вклады - это был риторический вопрос.
Хотя знаю банк, сотрудники которого раздают иногда листовки с информацией именно по вкладам.
Буквально через дорогу от Сбера.
Осторожно, вы живете в лживом и предательском государстве! Гражданин - дойная корова. Банкиры защищены законами при возможности содержать в штате юристов. Народ юридически безграмотен, что и выгодно банкирам. Кто будет образовывать народ? И будет ли?
Как говорится, помоги себе сам! Внимательно читай договор!
Если гражданин не образован, то это его проблема. Человек не должен оправдывать свою глупость, а должен ее стыдиться.
Мы смеемся над американцами, что в инструкции для микроволновки написано не помещайте туда кошку. А сами превращаемся в таких же ..... (хотел сказать грубое слово)
Любой, кто не самообразовывается, учиться в школе плохо и так далее, пренебрегает знаниями, умениями, навыками будет наказан мошенниками, низкой зарплатой, безумными тратами и прочим ... И поделом ему.
Кредитные договоры пишут умные люди, а попадаются на эти уловки глупые
Люди советской эпохи приручены и приучены ВЕРИТЬ, что информация, доступная всем (а, значит, проверена и разрешена правительством), не может в принципе быть обманом и ловушкой!
Тенденции в современном принципах образование в нашей стране сводятся к тому, чтобы в стране было как можно больше людей малограмотных! Нет у основной массы людей средств да и способностей самообразовываться. Нужен бесплатный юридический ликбез для малоимущих.
Достоверно известно, что маститые юристы, занимающие в прошлом высокие руководящие посты, много лет не платят налоги на имущество, квартплату и т.п. И никакие меры для обязательств по оплатам к ним не предпринимаются. Платят и страдают простые граждане, за счет которых и жируют дельцы.
Граждане России в свое время выбрали путь к демократии, капитализму и так далее. Сейчас мы получаем результат нашего выбора.
Государство обязано не вмешиваться в процессы, а только контролировать законность процессов, права граждан. Причем до сих пор есть куча государственных корпораций, которые по сути должны быть частными. Государственного бизнеса не должно существовать в природе.
Простота хуже воровства - это было сказано в еще далекие времена.
СМИ обязаны информировать горожан.
СМИ ничего не обязаны. Они просто зарабатывают деньги. Единственное что они обязаны - говорить правду.
Ну, обязанностей у СМИ достаточно и кроме зарабатывания денег, вернее, зарабатывая деньги, СМИ доводят нужную хозяину издания информацию до населения.
Разве индустрия моды, красоты, а сечас и спорта не оболванивают население? Реклама моющих средств, лекарств, пластических операций, косметики Орифлейм и пр. корпораций успешно промывают мозги населению, не менее успешно опустошая кошельки граждан.
Манипуляция сознанием человека процветает повсеместно. Она была и при советсткой власти, но какие же мы были счастливые, что не догадывались (или из страха делали вид, что не догадывались) о этом. Удобно человек жить под чужим руководством. Ни о чем думать не надо. А за соственную бездеятельность все-равно рано или поздно наступает расплата.
За это платят деньги. Кто платит, тот и заказывает музыку. СМИ как и любой другой участник бизнес-процессов будет делать то, что выгодно.
Продавец Вам впаривает ненужный Вам товар, потому что ему за это платят. Банковский служащий впаривает Вам кредит, потому что ему за это платят. Все за все платят. И только некоторые "отдельные" личности работают "бесплатно" и ноют на государство.
Если население готово обманываться, то что тут скажешь. Поле дураков всегда найдется. А кот Базилио и лиса Алиса всегда будут рядом.
Не вините волков за то, что они волки. Вошли в лес, будьте готовы. Или найдите пастуха, который будет защищать от волков.
Согласна с Артуром. СМИ ничего не должны. На мой взгляд, необходимой информации в них сейчас предостаточно. Постоянно можно прочитать о подобных случаях с кредитами, не говоря уже о предупреждениях со страниц газет не верить разного рода странным СМС-сообщениям. Однако все равно остаются люди, которые попадаются на такие уловки мошенников.
Может, попадаются как раз те, кто не читает газет? Хотя бы иногда. Тогда уж они сами виноваты в своих бедах.
За себя в первую очередь должен отвечать САМ человек, а не валить собственные проблемы на других.
Взял кредит, подписал договор - плати! Знал, что подписывал. А если нет, кто виноват? Почему не спросил, все точно не разузнал, не подумал еще раз? Да, банки наживаются, но...
Человек сам решает, брать кредит или не брать.
Существует категория людей, которые жить без долгов, кредитов не могут. Им просто необходимо постоянно чувствовать домоклов меч над головой. Пытаясь играть в состоятельных людей, они тратят больше, чем зарабатывают. И бесконечно плачут о том, как тяжело жить. Это стиль жизни.
Полностью с Вами согласен госпожа Архонта.Многие хотят угнаться за состоятельными людьми типа Абрамовича,Усманова,Керимова.Только я очень сомневаюсь,что им это удастся.