Масло коровье ешьте на здоровье. Как купить качественный продукт без “пальмы”
Более двух десятков образцов сливочного масла, представленного на российском рынке, не прошли проверку на качество и были занесены в черный список. Такими данными поделились специалисты экспертного центра Союза потребителей в ходе масштабного исследования рынка сливочных масел в стране. Как не приобрести контрафактный продукт, рассказала руководитель Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике Надежда ЛУГОВСКАЯ.
— Надежда Феофановна, какие нормативно-правовые акты регулируют производство сливочного масла в России?
— Прежде всего, это технический регламент Таможенного союза 033/2013 “О безопасности молока и молочной продукции”, а также национальные стандарты ГОСТ Р 52253-2004 “Масло и паста масляная из коровьего молока” и ГОСТ 32261-2013 “Масло сливочное. Технические условия”.
— На что обратить внимание при покупке продукта?
— На информацию, указанную на упаковке. Здесь должны быть обозначены наименование продукта, массовая доля жира в процентах, состав продукта (в нем должны быть только те ингредиенты, которые разрешены стандартом), наименование и место нахождения изготовителя продукции, дата изготовления, срок годности и условия хранения, масса нетто, пищевая ценность, документ, в соответствии с которым изготовлено масло (ГОСТ 32261-2013, ГОСТ Р 52253-2004). При этом слово “ГОСТ” на упаковке, к сожалению, не защищает потребителя от возможной фальсификации.
— Сколько процентов жира должен содержать в своем составе качественный продукт?
— Сливочное масло — это масло из коровьего молока, в котором массовая доля жира составляет не менее 50%. В продаже можно встретить классическое сливочное масло с массовой долей жира 80-85%, сливочное масло пониженной жирности с массовой долей жира 50-79%. А вот продукты жирностью 39-49% считаются уже масляными пастами. Чем меньше жирность продукта, тем больше влаги оно содержит.
Хочу отметить, что сливочное масло должно содержать только молочный жир коровьего молока. Наличие других жиров, в том числе растительных, в продукте не допускается.
— Часто на прилавках можно встретить спред и маргарин. Чем же они отличаются от сливочного масла?
— Отличаются они, прежде всего, своим составом. Поэтому еще раз говорю: читайте внимательно информацию на упаковке перед покупкой. Спред — это жировой продукт с массовой долей жира не менее 39%, состоящий из молочного жира и растительных масел в различных соотношениях.
Маргарин — жировой продукт с массовой долей жира не менее 20%. В своем составе он может содержать растительные масла, животные жиры, жиры морских млекопитающих и рыб, воду, молочные продукты, пищевые добавки. Эти компоненты менее полезны для организма человека, но выгодны производителю, так как придают продукту приятную пластичность и делают его более дешевым.
— Можно ли в домашних условиях определить качество масла?
— Если недостоверную информацию о весе продукта можно легко выявить дома, то фальсификацию содержания жира и наличие немолочных жиров — только в лаборатории. Современные методы контроля позволяют установить это однозначно.
В домашних условиях покупатель может судить о качестве продукта только на основании вкуса, запаха, цвета, внешнего вида и консистенции продукта.
— Как происходит контроль качества сливочного масла в Чувашии?
— Управление ведет постоянный контроль качества и безопасности производимой и реализуемой в республике пищевой продукции. Особое внимание уделяем молочным продуктам. В этом году выявлено шесть проб, содержащих в своем составе растительные жиры, в том числе три пробы сливочного масла. Все образцы произведены в других регионах страны.
— Что ждет производителей сливочного масла в случае фальсификации, низкого качества продукции и нарушения требований безопасности?
— Производители некачественной продукции привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выдаются предписания об устранении нарушений, приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии на продукцию. Некачественная продукция изымается из оборота. В отношении таких недобросовестных производителей могут быть направлены иски в суды о понуждении к приостановлению деятельности по производству фальсифицированной продукции.
Кроме того, с 1 июня в России вступила в силу обязательная маркировка сыров и мороженого. С 1 сентября такая мера становится обязательной для молочной продукции со сроком годности более 40 суток, в том числе и для сливочного масла. На каждую упаковку товара нужно будет нанести специальный QR-код, который позволяет отследить движение этого продукта от производителя до прилавка. За производство и оборот немаркированной продукции предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ.